Веб-сайт зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Название: "вф-река-море.рф". Учредитель ФГБОУ ВО "Волжский государственный университет водного транспорта" (ФГБОУ ВО "ВГУВТ")
Главный редактор: д.т.н., профессор, проректор по научной и инновационной работе ФГБОУ ВО "ВГУВТ" Бурмистров Евгений Геннадьевич



Волжский государственный университет водного транспорта

Адрес: г.Н.Новгород, ул. Нестерова, 5
тел./факс. (831) 218-44-13
e-mail: journal@vsuwt.ru
ТРУДЫ НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННОГО ФОРУМА "ТРАНСПОРТ. ГОРИЗОНТЫ РАЗВИТИЯ"
"ВЕЛИКИЕ РЕКИ" ТРЕБОВАНИЯ
К ОФОРМЛЕНИЮ СТАТЕЙ
МЕРОПРИЯТИЯ "ТРАНСПОРТ. ГОРИЗОНТЫ РАЗВИТИЯ" "ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ
ВОЛЖСКОГО БАССЕЙНА"
ВЫПУСК 2022

Секция 1
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Секция 2
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ
Секция 3
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Секция 4
ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ
Секция 5
ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ, СУДОСТРОЕНИЯ И СУДОРЕМОНТА
Секция 6
ВОДНЫЕ ПУТИ И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ

Секция 7
ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСПОРТА

Труды 2-го международного научно-промышленного форума "Транспорт. Горизонты развития"
(Нижний Новгород. 7-9 июня 2022 г.)

ISBN 978-5-901722-80-0



Секция 6

 ВОДНЫЕ ПУТИ И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ

Агеева В.В., Люкина Е.А., Матюгин М.А.
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ РАЗРАБОТКИ КАРЬЕРА НА ГИДРОЛОГИЮ УЧАСТКА РЕКИ И УСЛОВИЯ СУДОХОДСТВА

Ключевые слова: русловой карьер, антропогенные нарушения русловых процессов, гидрологический режим реки, судоходные условия реки, посадка уровня воды, деформация русла, полузапруды, выправительные сооружения.
Аннотация. Исследование направлено на определение гидрологических рисков при разработке предполагаемого участка недр и, как следствие, их влияние на судоходные условия участка реки Белая. На основании проведённых гидравлических расчётов, численного моделирования, сопоставления результатов в условиях до и после проведения добычных работ, имеющихся русловых съемок за пятилетний период были сделаны выводы и рассмотрены возможные мероприятия для снижения негативного воздействия антропогенных нарушений русловых процессов. В целях недопущения неконтролируемых деформаций русел в работе выдвинуты постановочные задачи для дальнейших исследований.
Cсылка на статью

Ахматова Н.П., Михайлова Т.Н., Пилипенко Т.В.
ВЛИЯНИЕ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ПРОЦЕССЫ РАЗМЫВА БЕРЕГОВ НА ПРИМЕРЕ УЧАСТКА ЛЕВОГО БЕРЕГА Р. АМУР У С.ОРЛОВКА

Ключевые слова: дноуглубление, защита берегов, скорости течения
Аннотация. В статье исследуются вопросы изменения скоростной структуры речного потока, связанные с созданием водоотводящих прорезей в руслах. Рассматривается возможность предупреждения размыва берегов путём концентрации части расхода воды в прорези и тем самым отвлечения его от разрушаемой течением береговой полосы. В качестве примера принят участок реки Амур на 883-870 км, где происходит интенсивный размыв левого берега у с. Орловка.
Cсылка на статью

Воронина Ю.Е., Матюгин М.А., Молчанова М.В.
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНЫХ УЧАСТКОВ ПЛОТОВЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ВЕРХНЕЙ КАМЕ ОТ С. БОНДЮГ ДО Г. СОЛИКАМСК, ВЫЗВАННЫХ РУСЛОВЫМИ ДЕФОРМАЦИЯМИ, И ИХ УЧЕТ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЯ СУДОВОГО ХОДА

Ключевые слова: судоходные условия, гарантированные габариты, русловые деформации, совмещенные и сопоставленные планы, затруднительный участок, аккумуляция наносов.
Аннотация. Выбор схемы улучшения судоходных условий базируется на проведении анализа русловых деформаций на рассматриваемом участке. На примере Верхней Камы на участке от с.Бондюг до г. Соликамск выполнены исследования продольных и плановых многолетних деформаций, вызывающих затруднения для судоходства.
Cсылка на статью

Воронина Ю.Е., Решетников М.А., Матюгин М.А.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА УЛУЧШЕНИЯ СУДОХОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЛИМИТИРУЮЩИХ ПО ГЛУБИНАМ УЧАСТКАМ ВОДНОГО ПУТИ ВЕРХНЕЙ КАМЫ

Ключевые слова: судоходные условия, безопасность судоходства, гарантированные габариты, дноуглубительные работы, судоходная прорезь.
Аннотация. Для участка реки Кама от с.Бондюг до г.Соликамск рассматривается вопрос улучшения судоходных условий на время экспедиционного периода (лесосплава). Выявлены восемь лимитирующих участков на исследуемом водном пути. Предложена схема улучшения судоходных условий.
Cсылка на статью

Воронина Ю.Е., Решетников М.А.
НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СУДОВОГО ХОДА: ОСОБЕННОСТИ РАССТАНОВКИ, ПОТРЕБНОСТЬ В ЗНАКАХ НА УЧАСТКЕ С.БОНДЮГ – ПГТ. КЕРЧЕСКИЙ Р. КАМА

Ключевые слова: навигационный знак, буй, расстановка навигационного оборудования, перевальный знак, кромочная система.
Аннотация. Для новой судоходной трассы на р.Кама от с. Бондюг до пгт. Керчевский выполнен расчет потребности навигационного оборудования судового хода и произведена его расстановка. Основу средств навигационной обстановки на участке составляют береговые навигационные знаки (перевальные знаки и знаки «Ориентир») и плавучие кромочные навигационное знаки (буи). Для более качественного использования участка Верхней Камы в период продленной навигации как в дневное, так и в ночное время требуется установка навигационного оборудования более высокого класса реки – освещаемые знаки. Всего на участке планируется размещение 78 знаков, для каждого из них описан тип знака и его местоположение.
Cсылка на статью

Воронина Ю.Е., Шестова М.В.
ОБОСНОВАНИЕ ГИДРАВЛИЧЕСКИ ДОПУСТИМОЙ ГЛУБИНЫ НА ВЕРХНЕЙ КАМЕ ОТ С. БОНДЮГ ДО ПГТ. ТЮЛЬКИНО В РЕШЕНИИ ВОПРОСА УСТАНОВЛЕНИЯ ГАРАНТИРОВАННЫХ ГЛУБИН УЧАСТКА.

Ключевые слова: гидравлически допустимая глубина, кривая связи расходов и уровней, посадка уровня воды, коэффициент руслового режима.
Аннотация. Исследование направлено на определение гидравлически допустимой глубины исходя из особенностей морфологии русла р. Кама на участке с. Бондюг – пгт. Керчевский. Определение коэффициента руслового режима является наиболее важной характеристикой для нахождения максимально допустимой судоходной глубины на реке. Применение различных подходов к расчету позволяет всесторонне оценить возможности Верхней Камы в достижении требуемых параметров судового хода в период продления навигации.
Cсылка на статью

Воронина Ю.Е., Шестова М.В.
АНАЛИЗ ЗАНОСИМОСТИ ПЕРЕКАТОВ НИЖНЕГО БЬЕФА НИЖЕГОРОДСКОЙ ГЭС ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ИХ УЧЕТ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СУДОХОДНЫХ ГЛУБИН

Ключевые слова: участок Городец – Нижний Новгород, интенсивные дноуглубительные работы, заносимость переката, причины.
Аннотация. Дноуглубительные работы на участке Балахна-Н. Новгород приводят к значительной заносимости судоходных прорезей ввиду канализирования русла уже на протяжении длительного периода времени. Интенсивные работы по увеличению транзитной глубины на Георгиевском перекате р. Волга свели к минимуму результаты работы дноуглубительной техники из-за большой заносимости разработанного участка в период текущей навигации уже через месяц после их проведения.
Cсылка на статью

Гоголев А.Е., Мильцын Д.А.
ВЫПРАВИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ СУДОХОДНЫХ УСЛОВИЙ, ИХ КОНСТРУКТИВНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Ключевые слова: выправительное сооружение, струенаправляющая дамба, полузапруда, внутренние водные пути, улучшение судоходных условий, регулирование рек.
Аннотация. Материал тезисов описывает запроектированные в рамках улучшения судоходных условий выправительные сооружения в виде полузапруд и струенаправляющих дамб на реке Верхняя Кама. Дается описание конструкции сооружений, основных объемов работ и технологии возведения с учетом особенностей работы в отделенном от крупных населенных пунктов районе.
Cсылка на статью

Кочкурова Н.В., Молчанова М.В., Мильцын Д.А.
ОЦЕНКА ВРЕМЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ МУТНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ВЕРХНЕЙ КАМЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ В РУСЛЕ РЕКИ

Ключевые слова: мутность, путевые работы, предельно-допустимая концентрация, взвешенные наносы, дампинг, бентос, ихтиомасса.
Аннотация. Выполнение путевых работ на реках сопровождается подъемом грунта со дна реки или сбрасыванием его в отвалы и неизбежно ведет к увеличению мутности в зоне производства работ. Из-за повышенной концентрации содержания взвешенных частиц в толще воды и на дне происходит временное качественное и количественное изменение естественной среды обитания зообентоса и фитобентоса, а также изменение кормовой базы более крупных организмов. Приведены данные исследований длины распространения и площади зон мутности, а также рассчитанные параметры снижения ихтиомассы, как экологические последствия путевых работ на реке.
Cсылка на статью

Куприна Е.М., Воронина Ю.Е.
ВЛИЯНИЕ КОНФИГУРАЦИЙ ОПОР НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕПРАВИЛЬНЫХ ТЕЧЕНИЙ

Ключевые слова: столбчатые опоры
Аннотация. В статье приведено исследование влияния конфигураций опор на возникновение неправильных течений. В качестве примера влияния приводится 5 видов опор: массивные опоры с ледорезом
Cсылка на статью

Липатов И.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОТОКА НА СУДНО В ПРОЦЕССЕ ШЛЮЗОВАНИЯ

Ключевые слова: шлюз, уклон свободной поверхности, гидродинамические силы.
Аннотация. Ускорение прохождения судов через шлюзы является одним из основных факторов интенсификации движения флота. Для шлюзов с головной системой питания важным являются гидродинамические силы, действующие на шлюзующееся судно. Традиционно их величину ставят в зависимость от уклона свободной поверхности воды. Последний определяют по уровням воды в начале и конце камеры. В работе показано, что такой подход завышает экстремальные значения силы в 1.5 – 2 раза и исключает из транспортного процесса значительные резервы судопропуска.
Cсылка на статью

Матюгин М.А., Мильцын Д.А.
ВЫБОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ГАРАНТИРОВАННЫХ ГАБАРИТОВ СУДОВОГО ХОДА НА УЧАСТКЕ ВЕРХНЕЙ КАМЫ

Ключевые слова: водные пути, судоходные условия реки, путевые работы, экономическое обоснование.
Аннотация. Для экономического обоснования улучшения судоходных условий на исследуемом участке предлагается системный подход, учитывающий бюджетные и экологические параметры работы транспорта.
Cсылка на статью

Меньшиков Р.С., Матюгин М.А.
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПУТЕВЫХ РАБОТ НА ЛЯПУСТИНСКОМ ПЕРЕКАТНОМ УЧАСТКЕ Р. БЕЛОЙ

Ключевые слова: водные пути, судоходные условия реки, деформация русла, путевые работы.
Аннотация. Исследование направлено на определение эффективности проводимых путевых работ на лимитирующем перекатном участке, их влияние на гидрологический режим реки в условиях ежегодного снижения уровня и расходов воды. На основе анализа многолетних деформаций русла, объемов путевых работ и гидравлических расчетов была дана оценка эффективности путевых работ.
Cсылка на статью

Ситнов А.Н., Кочкурова Н.В., Воронина Ю.Е.
ВОЗМОЖНОСТЬ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУДОХОДНЫХ ГЛУБИН НА ВЕРХНЕЙ КАМЕ В ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ ПЕРИОД НАВИГАЦИИ

Ключевые слова: судоходная глубина, проектный уровень, обеспеченность уровней воды, лес в плотах, экспедиционный период.
Аннотация. Продление экспедиционного периода вывода леса в плотах на участке Верхней Камы необходимо для увеличения объема вывода до 1.1 млн.м3. Исследование особенностей уровенного режима реки, назначение проектного уровня необходимой обеспеченности, установление судоходной глубины, комплекс путевых работ позволяют обеспечить транспортировку плотов по реке в продленном до 50 сут периоде навигации. Приведены факторы, влияющие на судоходные глубины на участке, и алгоритм решения задачи продления периода вывода плотов.
Cсылка на статью

Ситнов А.Н., Кочкурова Н.В.
УКРУПНЕННАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ И СТРОИТЕЛЬСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КАМЕРЫ ШЛЮЗА НА ПРОПУСКНУЮ СПОСОБНОСТЬ НИЖНЕГО БЬЕФА ГОРОДЕЦКОГО ГИДРОУЗЛА

Ключевые слова: дноуглубительные работы, судоходная прорезь, порог шлюза, ожидание шлюзования, пропускная способность.
Аннотация. Приведены возможные результаты влияния канализирования русла и строительства дополнительной камеры шлюза на пропускную способность нижнего бьефа Городецкого гидроузла. Отражена зависимость уровенного режима нижнего бьефа от расходов воды через Нижегородскую ГЭС, установлена на основе обработки статистических материалов зависимость между ними. Назначена глубина судоходных прорезей и обоснованы посадка уровней воды на участке, глубина и проходная осадка судов через порог лимитирующего шлюза. Установлена статистическая зависимость времени ожидания судами шлюзования при строительстве дополнительной камеры с пониженным порогом и дноуглублением участка и определены затраты времени на ожидание шлюзования в существующих условиях и при росте объемов грузов через шлюзованную систему. Сделаны выводы по оценке влияния эксплуатационных условий на пропускную способность участка в настоящее время и на перспективу.
Cсылка на статью

Ситнов А.Н., Шестова М.В., Кочкурова Н.В.
УРОВЕННЫЙ РЕЖИМ ВЕРХНЕЙ КАМЫ И ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ГАРАНТИРОВАННЫХ ГЛУБИН НА УЧАСТКЕ С. БОНДЮГ – ПГТ. ТЮЛЬКИНО

Ключевые слова: обосновано положение свободной поверхности воды и линии дна для обеспечения гарантированной глубины 1,3 м на участке в течение физической навигации, проанализировано влияние подпора Камского водохранилища на уровенный режим опорных гидрологических постов, приведены результаты гидравлических расчетов и дана оценка возможности установления гарантированной глубины на участке на навигацию.
Аннотация. Приведены результаты исследования хода уровней воды на участке Верхней Камы, включая обеспеченность уровней на характерные даты навигации
Cсылка на статью

Фомичева Н.Н., Кофеева В.Н.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАТОРНЫХ ЯВЛЕНИЙ ПУТЕМ КОНСТРУКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ В ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЯХ

Ключевые слова: конструкция подтверждена авторским свидетельством.
Аннотация. Актуальной на сегодняшний день остается задача обеспечения беспрепятственного прохождения льда во время весеннего ледохода через гидротехнического сооружения. Выделены и рассмотрены основные схемы прохождения льдины через сосредоточенный перепад. Получены решения по расчёту разлома. Вводя некоторые допущения, разработан приближённый метод расчёта разлома льдин в любом сечении. Для создания сосредоточенного перепада предлагается устройство сооружения перед основным гидроузлом
Cсылка на статью

Шестова М.В., Воронина Ю.Е.
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРУНТОВ, СЛАГАЮЩИХ ЛОЖЕ Р.КАМА ОТ С.БОНДЮГ ДО ПГТ.КЕРЧЕВСКИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УСТОЙЧИВОСТЬ РУСЛА

Ключевые слова: устойчивость русла, гранулометрический состав, русловые деформации, судоходные условия.
Аннотация. При решении ряда водохозяйственных задач и задач путевого хозяйства основными расчетными факторами являются грунты, слагающие ложе рек, и наносы. На примере Верхней Камы показано, каким образом они влияют на русловые процессы и устойчивость русла, а также определяют выбор схемы коренного улучшения судоходных условий на исследуемом участке р.В.Камы от с.Бондюг до пгт.Керчевский.
Cсылка на статью

Шестова М.В., Добрынина А.В.
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РУСЛА Р. ВОЛГА В НИЖНЕМ БЬЕФЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГЭС С УЧЕТОМ РУСЛОВЫХ ДЕФОРМАЦИЙ И ВЛИЯНИЯ ПРОВОДИМЫХ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Ключевые слова: нижний бьеф, гидрологический режим, дноуглубительные работы, русловые деформации.
Аннотация. При исследовании деформаций русла реки в нижних бьефах ГЭС вследствие зарегулированности стока важен учет характера изменения основных параметров руслового процесса во времени. Необходимым является также оценка влияния техногенных факторов на интенсивность русловых деформаций и, в первую очередь, проводимых дноуглубительных работ. В работе приведены результаты исследований формирования русла р. Волга в нижнем бьефе Нижегородской ГЭС с учетом русловых деформаций и влияния проводимых дноуглубительных работ.
Cсылка на статью

Шестова М.В., Молчанова М.В., Решетников М.А., Мильцын Д.А.
РЕЗУЛЬТАТЫ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЯХ УЛУЧШЕНИЯ СУДОХОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ВЕРХНЕЙ КАМЕ

Ключевые слова: судоходные условия, гидравлические расчеты, гарантированные габариты, гидрологический режим, дноуглубительные работы, выправительные работы, русловые деформации.
Аннотация. Результаты гидравлических расчетов при выборе схемы коренного улучшения судоходных условий на лимитирующих перекатах рек являются основой для принятия проектных решений по их улучшению. На примере Верхней Камы на участке от с.Бондюг до пгт.Керчевский изучены необходимые условия и возможные варианты улучшения судоходных условий посредством проведения комплекса дноуглубительных и выправительных работ.
Cсылка на статью

Шестова М.В., Решетников М.А., Воронина Ю.Е.
ОБОСНОВАНИЕ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ГАРАНТИРОВАННЫХ ГАБАРИТОВ СУДОВОГО ХОДА НА ВЕРХНЕЙ КАМЕ

Ключевые слова: уровенный режим, судоходные условия, гарантированные габариты, гидрологический режим, посадка уровня воды.
Аннотация. Объектом исследования являлся уровенный режим Верхней Камы от с.Бондюг до пгт. Керчевский. Цель работы состояла в оценке влияния планируемого комплекса путевых работ по улучшению судоходных условий на Верхней Каме на гидрологический режим реки. Результаты работы были применены для оценки возможности установления гарантированных габаритов судового хода на исследуемом участке р.Верхняя Кама.
Cсылка на статью

Шестова М.В., Решетников М.А.
РЕЗУЛЬТАТЫ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ ПО ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ КАПИТАЛЬНОГО ДНОУГЛУБЛЕНИЯ ПРИ КАНАЛИЗИРОВАНИИ РУСЛА НА ПОСАДКУ УРОВНЯ ВОДЫ НА ПОРОГАХ ГОРОДЕЦКИХ ШЛЮЗОВ

Ключевые слова: гидрологический режим, посадка уровня воды, гарантированные габариты, дноуглубительные работы, судоходная прорезь, гидравлические расчеты.
Аннотация. Наиболее проблемным для судоходства в единой глубоководной системе Европейской части РФ является участок р.Волга от Городца до Нижнего Новгорода. В работе рассмотрен один из вариантов улучшения судоходного состояния исследуемого участка р.Волга. Дана оценка влиянию капитального дноуглубления при канализировании русла на посадку уровня воды на порогах Городецких шлюзов. В результате гидравлических расчетов определена достигаемая глубина на порогах шлюзов №15-16 с учетом возможной посадки уровня воды.
Cсылка на статью