ВЫПУСК 2022
Секция 1
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Секция 2
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ
Секция 3
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Секция 4
ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ
Секция 5
ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ, СУДОСТРОЕНИЯ И СУДОРЕМОНТА
Секция 6
ВОДНЫЕ ПУТИ И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ
Секция 7
ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСПОРТА
|
Труды 2-го международного научно-промышленного форума "Транспорт. Горизонты развития"
(Нижний Новгород. 7-9 июня 2022 г.)
ISBN 978-5-901722-80-0
Секция 5
 ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ, СУДОСТРОЕНИЯ И СУДОРЕМОНТА
Бурмистров Е.Г., Бурмистрова А.Е., Михеева Т.А., Щеголева О.А.
ОБОСНОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ ЗАМЕНЫ МЕХАНИЗИРОВАННЫХ ПОТОЧНЫХ ЛИНИЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ СБОРОЧНО-СВАРОЧНЫМИ МАНИПУЛЯТОРАМИ
Ключевые слова: гибкие производственные системы, мелкосерийное производство, механизированная поточная линия, сборочно-сварочный манипулятор
Аннотация. Рассматриваются некоторые аспекты повышения гибкости сборочно-сварочного производства верфи. Отмечается, что внедрённые на ряде отечественных верфей комплексно механизированные поточные линии оказываются малоэффективными в условиях мелкосерийного производства вследствие недостаточной их загрузки. Указывается, что альтернативу им могут составить комплексно механизированные сборочно-сварочные манипуляторы, оснащённые сборочно-сварочным порталом и комплектом сменно-навесного сборочного и сварочного оборудования.
Cсылка на статью
Бурмистров Е.Г., Михеева Т.А., Щёголева О.А.
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Ключевые слова: судостроительное предприятие, рыночная экономика, экономическая эффективность, факторы эффективности.
Аннотация. Рассматриваются основные факторы, значительно влияющие на эффективность работы судостроительных предприятий в условиях рыночной экономики, а также проводится их анализ на предмет своевременного регулирования. Актуальность темы исследования состоит в том, что значимыми целями деятельности современной судостроительной верфи являются: получение прибыли, сохранение и увеличение капитала. Достижение этих целей обеспечивается необходимым уровнем эффективности работы верфи.
Cсылка на статью
Бурмистров Е.Г., Михеева Т.А., Щёголева О.А.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГИБКОСТИ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Ключевые слова: гибкость производства, судостроение, производственный процесс, инновационные решения, производственная система.
Аннотация. Рассматриваются перспективные направления развития отечественного судостроения и способы, обеспечивающие его гибкость в современных условиях, в том числе за счёт экономически рациональных инновационных подходов к использованию имеющихся средств технологического оснащения, технологий, материальных, информационных и трудовых ресурсов. Сделан вывод о необходимости учёта всей совокупности факторов, обуславливающих гибкость производства.
Cсылка на статью
Васькин С.В., Кожевников Д.С.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ СУДОВЫХ СИСТЕМ
Ключевые слова: проектирование судов, гидравлические расчеты систем, автоматизация гидравлических расчетов, коэффициенты сопротивлений, характеристики насосов.
Аннотация. При проектировании судовых систем важное внимание уделяется проведению гидравлических расчетов, в результате которых устанавливаются фактические скорости движения рабочей среды по трубопроводам системы, определяются потери давления в системе при различных режимах ее работы, а также выбирается необходимое насосное оборудование. Гидравлический расчет сложных систем является достаточно трудоемкой задачей. В настоящее время существует большое количество программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию этих расчетов. Данная статья посвящена исследованию возможности применения для этих целей программы «Гидросистема».
Cсылка на статью
Васькин С.В., Муравьев В.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 3D ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СУДОВЫХ СИСТЕМ
Ключевые слова: проектирование судовых систем, 3D технологии, автоматизация процесса производства, изготовление трубопроводов.
Аннотация. В настоящее время одной из основных тенденций промышленного производства является повышение качества продукции при снижении ее себестоимости. Одним из путей, обеспечивающих достижение этой цели является автоматизация и контроль производственных процессов. Для решения это задачи находят широкое применение современные средства контроля измерений на основе 3D технологий.
Cсылка на статью
Власов В.Н., Старцева А.А.
ПРИМЕНЕНИЕ СТАЛИ 40Х В СУДОСТРОЕНИИ И ИЗГОТОВЛЕНИИ ДЕТАЛЕЙ СУДОВЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ И ФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В НЕЙ ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ
Ключевые слова: применение стали, отрицательные температуры, ударная вязкость, криогенная обработка
Аннотация. В статье показана актуальность применения стали 40Хпри отрицательных температурах. Рассмотрена связь между ударной вязкостью и отрицательной температурой.
Cсылка на статью
Гирин С.Н., Булычева Г.С.
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ НЕЛИНЕЙНОСТИ МАТЕРИАЛА НА ВЫЧИСЛЕНИЕ РЕДУКЦИОННОГО КОЭФФИЦИЕНТА ДЕФОРМИРОВАННОГО СТЕРЖНЯ
Ключевые слова: геометрическая нелинейность, физическая нелинейность, редукционный коэффициент, метод конечных элементов
Аннотация. Решается задача определения редукционных коэффициентов стержня, имеющего начальную погибь косинусоидальной формы, загруженного по концам сжимающей нагрузкой и поперечной нагрузкой с использование возможностей программного комплекса «ANSYS». Редукционные коэффициенты определяются отдельно с учетом геометрической нелинейности задачи, а также при совместном учете геометрической и физической нелинейности. Результаты сравниваются с решением, приведенным в Правилах Российского Речного Регистра.
Cсылка на статью
Гирин С.Н., Матвеев Ю.И.
УЧЕТ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ ВАЛОПРОВОДОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОЧЕРЕДНОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СУДНА
Ключевые слова: Судовые валопроводы, оценка технического состояния, напряженное состояние, усталостная прочность, инструментальные методы контроля.
Аннотация. Показано, что отказы и разрушения гребных валов достаточно часто происходят в процессе эксплуатации судов. Так, за период с 1991 по 2001 г Российским Речным Регистром зафиксировано 115 случаев повреждения гребных валов. В большинстве случаев разрушение вала вызвано нарушением усталостной прочности материала. Для предотвращения этого явления весьма важно знать характер напряженного состояния конструкции. С учетом сложной картины внешних нагрузок, действующих на вал, теоретическое определение напряжений затруднительно. Авторы предлагают внедрять в практику оценки технического состояния валопроводов применение инструментальных методов контроля напряженно-деформированного состояния.
Cсылка на статью
Глебов В.В., Матвеев Ю.И., Репин Ф.Ф.
КОРРОЗИОННО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СТАЛИ ТИПА 23Х15Н7М2 ДЛЯ ДЕТАЛЕЙ СУДОВОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
Ключевые слова: сталь переходного класса, аустенит, мартенсит отпуска, кобальт, легирование, термообработка, способ выплавки.
Аннотация. Исследовано влияние термообработки, легирования и способа выплавки на структуру и физико-механические свойства стали 23Х15Н7М2. Показано, что ввод в состав стали 2-3 % Co способствует увеличению магнито-мягких характеристик мартенсита отпуска. Отмечено также положительное влияние на уровень магнито-мягких свойств уменьшение количества неметаллических включений в стали 23Х15Н7М2 при рафинирующих переплавах, а также применение термоциклической обработки.
Cсылка на статью
Гордлеева И.Ю.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ ВАРИАНТА МЕХАНИЗМА ПОДЪЕМА НА МУСКУЛЬНОЙ ТЯГЕ
Ключевые слова: передаточный механизм, кинематический и силовой анализ механизма, типовые механизмы, мускульная тяга
Аннотация. В условиях отсутствия альтернативных источников энергии предлагается рассмотреть создание механизма на мускульной тяге по определенному алгоритму (поэтапно), используя теоретические основы механики, решая одновременно задачу возможности существования исследуемого механизма, его целесообразности и эффективности. За основу выбран механизм вертикального подъема как наиболее энергозатратный.
Cсылка на статью
Гуляев И.А., Кочнев Ю.А., Роннов Е.П.
ОПТИМИЗАЦИЯ ХАРАКТЕРИСТИК КОМБИНИРОВАННОГО СУДНА ТИПА ТАНКЕР/ПЛОЩАДКА
Ключевые слова: комбинированное судно, танкер/площадка
Аннотация. В работе приведены полученные графические зависимости для оптимального значения коэффициента общей полноты комбинированного судна типа танкер/площадка при различных режимах его движения. Показано влияние доли обратной загрузки и длины линии эксплуатации на эффективность рассматриваемого типа судов.
Cсылка на статью
Каразанов К.О., Давыдов Е.А.
ЛАБОРАТОРИЯ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ УНПЦ «СУДОРЕМОНТ»
Ключевые слова: материаловедение, судоремонт, конструкционные материалы.
Аннотация. Данный материал является описанием воссозданной лаборатории материаловедения на базе УНПЦ «Судоремонт». Показана история создания лаборатории, направление исследовательской деятельности. Приведены используемые методики изучения физико-механических свойств и элементов микроструктуры. Описаны уже используемые лабораторией, а также только планируемые к приобретению и запуску приборы и инструменты.
Cсылка на статью
Каразанов К.О., Давыдов Е.А., Корнев А.Б.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ИЗ СТАЛИ 110Г13Л. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ.
Ключевые слова: сталь Гадфильда, наклеп, сварка, наплавка, износ, микроструктура, спекание, литье, легирование, ремонт.
Аннотация. Целью данной работы являлось изучение проблемы разрушения и восстановления деталей из стали 110Г13Л. Рассматриваются особенности структуры и свойств высокомарганцевой стали Гадфильда, обсуждается причина высокой склонности к наклепу. Проводится анализ способов изготовления деталей из стали 110Г13Л, различных методик восстановления и современных разработок в области ремонта. Предполагается, что использование моделирования и прогнозов надежности в практике судоремонта приведет к снижению затрат ресурсов и времени.
Cсылка на статью
Кашина В.В., Бурмистров Е.Г.
ПРОБЛЕМА ПЛАНИРОВНИЯ ОБЪЕМОВ РЕМОНТА КОРПУСОВ СУДОВ ПРИ НАЛИЧИИ ТРУДНОПРОГНОЗИРУЕМЫХ ДЕФЕКТОВ КОРПУСНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
Ключевые слова: прогнозирование объемов ремонта, ремонт корпусных конструкций, труднопрогнозируемые дефекты, техническое состояние корпусных конструкций
Аннотация. Рассматриваются основные подходы к прогнозированию объемов ремонта корпусов судов внутреннего и смешанного река-море плавания. Выявлены основные причины возникновения погрешностей в процессе прогнозирования, одной из которых является наличие труднопрогнозируемых дефектов корпусных конструкций. Определена номенклатура таких дефектов с учетом возможности выявления при применении каждого из используемых методов прогнозирования.
Cсылка на статью
Кашина В.В., Бурмистров Е.Г.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРУДНОПРОГНОЗИРУЕМЫХ ДЕФЕКТОВ И ИХ УЧЕТ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ОБЪЕМОВ РЕМОНТА КОРПУСОВ СУДОВ
Ключевые слова: дефекты корпусных конструкций, прогнозирование объемов ремонта, труднопрогнозируемые дефекты, причины возникновения дефектов
Аннотация. Рассматриваются причины появления дефектов корпусных конструкций, а также основные факторы, определяющие их возникновение. Выявлены характерные повреждения судов проектов Р32, Р32А и переоборудованных судов проекта 1570. Выполнен анализ точности прогнозирования объемов ремонта корпусных конструкций по этим судам. Сформулирован порядок выполнения прогнозирования объемов ремонта корпусов судов, позволяющий повысить точность предварительных расчетов.
Cсылка на статью
Климовских И.Д., Михеева Т.А., Бурмистров Е.Г.
ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ СВАРКИ КОРПУСНЫХ КОНСТРУКЦИЙ, ОХЛАЖДАЕМЫХ ВОДОЙ С ОДНОЙ СТОРОНЫ, В СУДОРЕМОНТНЫХ РАБОТАХ
Ключевые слова: судоремонт, сварочные процессы, подводная сварка, выбор сталей, экспериментальное обоснование.
Аннотация. Рассматривается возможность сварки корпусных конструкций, охлаждаемых водой, с одной стороны. Указываются проблемы, возникающие при таком типе работ. Приводятся экспериментальные обоснования выбора сталей и сварочных материалов, пригодных для ремонта судов вне дока [1]. Актуальность темы исследования состоит в возможности применения данного метода при проведении судоремонтных работ на профильных отечественных предприятиях с целью сокращения стоимости и времени ремонта в навигационный период.
Cсылка на статью
Кочнев Ю.А., Роннов Е.П.
ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАПАСА ОСТОЙЧИВОСТИ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ
Ключевые слова: остойчивость, коэффициент запаса, судно
Аннотация. В статье проанализировано влияние отклонений различных нормируемых правилами Российского Речного Регистра и нормируемых (эксплуатационных) факторов на соотношение кренящих и допустимых моментов. Предложен коэффициент запаса остойчивости, учитывающий описанные выше отклонения, и обосновано его численное значение.
Cсылка на статью
Кочнев Ю.А., Костерина С.Д.
ИСПЫТАНИЯ МОДЕЛИ СУДОВОГО ЯКОРЯ
Ключевые слова: якорь, эксперимент, коэффициенты подобия
Аннотация. В статье рассмотрены особенности проведения эксперимента по определению держащей силы пластиковых моделей якоря повышенной держащей силы и якоря Холла. Приведены полученные авторами коэффициенты подобия, отражающие подобие процессов зацепления якоря за грунт, как при движении, так и при статическом зацеплении. Показаны результаты эксперимента.
Cсылка на статью
Матвеев Ю.И., Власов В.Н.
ПРОДЛЕНИЕ СРОКА СЛУЖБЫ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ
Ключевые слова: моторные масла, кавитация
Аннотация. В статье показаны основные факторы, влияющие на состав моторных масел при эксплуатации судовых дизелей и необходимость продления их срока службы. В качестве дополнительной меры очистки моторного масла предложен метод кавитационной обработки.
Cсылка на статью
Мелешин М.А., Саламех А.А.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ И СОСТАВ СУДОВЫХ ЦИСТЕРН «СУДОСТРОЕНИЕ, СУДОРЕМОНТ И ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ»
Ключевые слова: судовые цистерны, материалы изготовления цистерн, расширительные баки, топливные, масленые, водяные цистерны.
Аннотация. В данной статье освещены общие вопросы конструкции и особенности эксплуатации судовых цистерн различного назначения. Приведены основные материалы, применяемые при изготовлении судовых цистерн, способы размещения и крепления их на судне. Указаны лакокрасочные материалы для защиты судовых цистерн от агрессивных сред. Основные требования надзорных органов к оснащению и комплектованию судовых цистерн.
Cсылка на статью
Мизгирев Д.С., Власов Д.В., Власов В.Н.
ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА КАВИТАЦИИ В СТРУЙНЫХ АППАРАТАХ
Ключевые слова: кавитация, струйный аппарат, эжекция, кавитатор, эжектор, кавитационная каверна, давление рабочей среды, геометрические параметры струйного аппарата.
Аннотация. В статье рассматривается аналитическое выражение, отражающее поведение основного потока несжимаемой жидкости в струйном аппарате с учетом протекания в нем гидродинамической кавитации и рассматриваются задачи экспериментальных исследований с целью оптимизации конструкции аппарата с учетом уже разработанных проектов.
Cсылка на статью
Мизгирев Д.С., Гурьянов Н.М.
ОБОСНОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СХЕМЫ УСТРОЙСТВА КОМПЛЕКСНОГО ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ
Ключевые слова: водоснабжение, кавитатор, обеззараживание, озонирование, приготовление питьевой воды, устройство для очистки и приготовления питьевой воды, УФ-излучение, фильтрация.
Аннотация. Рассмотрена практическая ценность создания устройства, предназначенного для приготовления питьевой и технической воды из пресной воды природных открытых и подземных источников. Представлена функциональная схема такого устройства, позволяющего обеспечить качественное приготовление питьевой воды с использованием процессов кавитации, озонирования, фильтрации и УФ-излучения.
Cсылка на статью
Назаров А.Г.
ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СУДОВ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Ключевые слова: композиционные материалы, малые суда, высокоскоростные суда, прочность, конструктивная противопожарная защита
Аннотация. Рассматриваются преимущества и сдерживающие факторы применения композиционных материалов в судостроении. Представлена систематизация существующих методов расчетов прочности, обозначена инженерная и нормативная практика. Даны рекомендации по совершенствованию российских нормативных документов.
Cсылка на статью
Сичкарёв В.И., Черенович А.С.
РАЗРАБОТКА СТАБИЛИЗАТОРА ПОЛОЖЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО ЯКОРЯ
Ключевые слова: гидродинамический якорь, стабилизация положения относительно ветра, начальная установка, принцип работы, проверка работоспособности.
Аннотация. Гидродинамический якорь (ГДЯ) существенно снижает скорость дрейфа спасательного средства при условии его правильной ориентировки относительно направления ветрового дрейфа. Однако, конструкция ГДЯ не обеспечивает его необходимой ориентации. Понадобилось внести изменения в его конструкцию для достижения необходимого эффекта.
Cсылка на статью
|
|