Веб-сайт зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Название: "вф-река-море.рф". Учредитель ФГБОУ ВО "Волжский государственный университет водного транспорта" (ФГБОУ ВО "ВГУВТ")
Главный редактор: д.т.н., профессор, проректор по научной и инновационной работе ФГБОУ ВО "ВГУВТ" Бурмистров Евгений Геннадьевич



Волжский государственный университет водного транспорта

Адрес: г.Н.Новгород, ул. Нестерова, 5
тел./факс. (831) 218-44-13
e-mail: journal@vsuwt.ru
ТРУДЫ НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННОГО ФОРУМА "ТРАНСПОРТ. ГОРИЗОНТЫ РАЗВИТИЯ"
"ВЕЛИКИЕ РЕКИ" ТРЕБОВАНИЯ
К ОФОРМЛЕНИЮ СТАТЕЙ
МЕРОПРИЯТИЯ "ТРАНСПОРТ. ГОРИЗОНТЫ РАЗВИТИЯ" "ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ
ВОЛЖСКОГО БАССЕЙНА"
ВЫПУСК 2023

Секция 1
ТЕХНОЛОГИИ БЕЗЭКИПАЖНОГО СУДОВОЖДЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ НАВИГАЦИИ
Секция 2
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ
Секция 3
СУДОСТРОЕНИЕ, СУДОРЕМОНТ И ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Секция 4
ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
Секция 5
ВОДНЫЕ ПУТИ И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ

Секция 6
ЛОГИСТИКА НА ТРАНСПОРТЕ
Секция 7
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Секция 8
ПРАВОВОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТА

Труды 3-го международного научно-промышленного форума "Транспорт. Горизонты развития"
(Нижний Новгород. 14-16 июня 2023 г.)


Секция 5

 ВОДНЫЕ ПУТИ И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ

Воронина Ю.Е.
ОБОСНОВАНИЕ ДОПУСТИМОСТИ ВВЕДЕНИЯ ГАРАНТИРОВАННЫХ ГАБАРИТОВ СУДОВОГО ХОДА ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ КРУИЗНЫХ СУДОВ В НИЖНЕМ ТЕЧЕНИИ Р. ВЯТКА ПО КРИТЕРИЮ СООТНОШЕНИЙ ГАБАРИТОВ ПУТИ И СУДОВ

Ключевые слова: Габариты судового хода, скорость движения судна.
Аннотация. На р. Вятке планируется возобновление движения круизных пассажирских судов. Для расчета габаритов пути на реке от гидропоста Вятские Поляны до устья выбраны возможные варианты судов исходя из их основных габаритов, а также количества построенных единиц. Расчет параметров судового хода основан на гидравлических особенностях русла р. Вятка в нижнем течении, а также всесторонне учитывает скоростную составляющую движения круизных судов.
Cсылка на статью

Воронина Ю.Е.
ХАРАКТЕРИСТИКА ГАБАРИТОВ СУДОВЫХ ХОДОВ И ПРОИЗВОДСТВА ТРАНЗИТНЫХ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА Р. ОКА В НИЖНЕМ ТЕЧЕНИИ

Ключевые слова: Габариты судового хода, объем дноуглубительных работ.
Аннотация. Габариты судового хода устанавливаются исходя из гидравлических возможностей реки и параметров судов, используемых на перевозках. В нижнем течении р. Ока имеются два разных по габаритам пути участка. Различие габаритов во многом определяется интенсивностью проведения землечерпательных работ, влияющих на характер русловых процессов и величину габаритов. Рост или уменьшение объема дноуглубления также связан с строительными работами, проводимыми в русле при возведении моста, что может сказаться на параметрах судового хода и повлиять на безопасность судоходства. В работе произведена оценка связи этих факторов.
Cсылка на статью

Воронина Ю.Е., Шестова М.В., Решетников М.А.
ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОЗВЕДЕНИЯ МОСТОВОГО ПЕРЕХОДА НА Р. ОКА (15-Й КМ СУДОВОГО ХОДА), ПРОИЗВОДСТВА ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ И УРОВЕННОГО РЕЖИМА НА РУСЛОВЫЕ ПРОЦЕССЫ И УСТОЙЧИВОСТЬ СУДОВОГО ХОДА

Ключевые слова: Технология строительства, математическое моделирование, водозаборы, русловые процессы
Аннотация. Технологические операции по возведению мостового перехода через р. Ока влияют на русловые переформирования и устойчивость существующего судового хода. В работе использованы как классические подходы к определению русловых переформирований, так и современный метод математического моделирования руслового потока. Моделирование русла реки для различных моделей, соответствующих определенному этапу возведения моста через р. Ока, выявляет ряд особенностей поведения потока на участке ниже опор. Процесс строительства мостового перехода не ограничивается только меженным периодом. Уровенный режим, а с ним и дноуглубительные работы для создания необходимых по габаритам и положению судоходных прорезей, также оказывают влияние на русловые процессы и устойчивость судового хода. В работе дана оценка устойчивости русла и судового хода в период как строительства, так и после его окончания.
Cсылка на статью

Гоголев А.Е., Матюгин М.А., Мильцын Д.А.
АКТУАЛЬНОСТЬ КОМПЛЕКСНОГО РАССМОТРЕНИЯ КАРЬЕРОВ НА УЧАСТКЕ РЕКИ ПРИ ОБОСНОВАНИИ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ РУСЛОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕКИ БЕЛАЯ)

Ключевые слова: русловой карьер, гидрологический режим реки, судоходный режим реки.
Аннотация. При обосновании возможности размещения руслового карьера в реке и определении его параметров с учетом предотвращения негативного влияния на русловой режим и безопасность судоходства традиционно рассматривается участок в пределах нескольких километров выше и ниже разработки месторождения. Каждый из одиночных карьеров на реке рассматривается в соответствии с действующими нормативными требованиями по отдельности, зачастую без учета фактических или плановых выемок вблизи. В статье на примере реки Белая вблизи г. Уфа показана актуальность рассмотрения более протяженного участка реки, включающего существующие и планируемые новые русловые карьерные выработки для обоснования возможности их взаимного размещения.
Cсылка на статью

Гоголев А.Е., Мильцын Д.А.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПОРТОВЫМ СООРУЖЕНИЯМ

Ключевые слова: портовые гидротехнические сооружения, декларация безопасности гидротехнического сооружения, декларация соответствия портового ГТС.
Аннотация. Портовые гидротехнические сооружения по классификации относятся судоходным гидротехническим сооружениям и на них распространяется действие как Федерального закона №117 «О безопасности гидротехнических сооружений» [1], так и «Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» [2]. На основании этих базовых документов для судоходных сооружений разработан целый ряд специальных нормативных актов в области безопасности, однако большинство из них рассматривает только подпорные сооружения (судоходные каналы, плотины и шлюзы), которые значительно отличаются по конструктивным признакам и назначению от портовых. В статье рассматриваются некоторые противоречия и неопределенности, возникающие при применении действующих нормативных актов по безопасности к причальным сооружениям.
Cсылка на статью

Кочкурова Н.В., Воронина Ю.Е.
РУСЛОВЫЕ ДЕФОРМАЦИИ ПЕРЕКАТОВ УСТЬЕВОГО УЧАСТКА Р. ОКА В БЫТОВЫХ УСЛОВИЯХ И ИХ ОЦЕНКА ПО ВЫБОРУ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ МОСТОВОГО ПЕРЕХОДА (15-Й КМ СУДОВОГО ХОДА)

Ключевые слова: русло, судовой ход, река, русловые деформации, мостовой переход, перекат, проектная глубина, русловой процесс, судоходный рукав, размыв.
Аннотация. Строительство моста через реку Ока, как части трассы-дублера проспекта Гагарина в г. Н. Новгороде, предполагает возведение его опор в русле. Наличие, конфигурация опор и планируемое дноуглубление участка реки в районе строительства будут оказывать влияние на русловые процессы и могут привести к изменению режима движения речного потока, что скажется на устойчивости существующего судового хода. Исследование русловых деформаций реки Ока проводилось в границах четырех перекатных участков для оценки характера работы речного потока с выявлением причин русловых изменений в многолетнем разрезе. Установлены основные закономерности развития русла в естественных условиях, сделаны прогнозы их изменений при устройстве опор моста и дана оценка по выбору местоположения мостового перехода.
Cсылка на статью

Липатов И.В., Решетников М.А., Бандин Д.А.
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ГИДРОДИНАМИКИ РЕЧНОГО ПОТОКА В НИЖНЕМ ТЕЧЕНИИ Р. ОКИ

Ключевые слова: численное моделирование, моделирование речных потоков, граничные условия, генерации расчетной сетки
Аннотация. Использование математического моделирования стало неотъемлемой частью проектных работ. Моделирование гидродинамики речных сопряжено со сложной топологией расчетной области дна и решением уравнений Навье-Стокса. Последние в сочетании с проблемой соотношений размеров длины, ширины и глубины ставят дополнительные проблемы на пути практической реализации и получения результата. В частности, строгая аппроксимация расчетной области требует применения равноразмерных расчетных элементов. Обойти эти проблемы позволяют настройки итерационного решателя в сочетании с CAD\CAE вычислительными технологиями.
Cсылка на статью

Матюгин М.А., Решетников М.А.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КРИВОЙ СВОБОДНОЙ ПОВЕРХНОСТИ НА КАЗАНЦЕВСКОМ ПЕРЕКАТНОМ УЧАСТКЕ РЕКИ БЕЛОЙ

Ключевые слова: русловой карьер, антропогенные нарушения русловых процессов, гидрографические изыскания, судоходные условия реки, посадка уровня воды.
Аннотация. Теоретическое и фактическое положение кривой свободной поверхности на незарегулированных участках рек могут значительно отличаться друг от друга, что может приводить к некорректному представлению о судоходных условиях. Особенно эта разница наблюдается при меженных расходах воды на участках, на которых ведется русловая добыча нерудных строительных материалов. В статье рассмотрено положение теоретической и фактической кривой свободной поверхности Казанцевского перекатного участка реки Белой.
Cсылка на статью

Ситнов А.Н., Воронина Ю.Е., Шестова М.В.
ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА НИЖНЕЙ ВЯТКЕ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Ключевые слова: судовой ход, дноуглубительные работы, гарантированные габариты, гидравлически допустимая глубина, обеспеченность уровней, проектный уровень воды.
Аннотация. На участке р.Вятка от гидрологического поста Вятские Поляны до ее устья располагается восемь затруднительных для судоходства участков, где перекаты будут лимитировать судоходство при возобновлении движения круизных судов. Оценка резерва роста судоходных глубин, а также изменение гидравлических условий в русле реки после выполнения значительного объема дноуглубительных работ зависит от особенностей уровенного режима реки, наличия подпора от нижерасположенного Куйбышевского водохранилища, а также протяженности участка реки в свободном состоянии. Ограничение роста глубин на бесподпорных участках рек связано с возможным понижением уровня воды в результате дноуглубления русла, а возможности русла в поддержании заданных габаритов пути определяются значениями гидравлически допустимой глубины.
Cсылка на статью

Ситнов А.Н., Куприна Е.М.
ОСОБЕННОСТИ УРОВЕННОГО РЕЖИМА И УЧЕТ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА СОЗДАНИЕ СУДОХОДНЫХ УСЛОВИЙ УСТЬЕВОГО УЧАСТКА Р. ВЯТКА

Ключевые слова: уровенный режим, зоны подпора, кривые свободной поверхности, судоходные условия.
Аннотация. Судоходные условия р. Вятка в нижнем течении во-многом определяются особенностями ее уровенного режима, зависящего от влияния подпора Куйбышевского водохранилища. Для обоснования зоны подпора в границах исследуемого участка построены кривые свободной поверхности воды по высотным отметкам расчетных уровней. Дополнительно обоснованность выделенных зон на участке подтверждена соотношением минимальных (максимальных) уровней воды за многолетний период и уровней воды при соблюдении гарантированной глубины.
Cсылка на статью

Ситнов А.Н., Шестова М.В.
ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПО ВОЗВЕДЕНИЮ МОСТОВЫХ ОПОР И ДНОУГЛУБЛЕНИЮ В РАЙОНЕ 15-ГО КМ Р. ОКА С ПОЗИЦИЙ УСТОЙЧИВОСТИ РУСЛА И СУДОВОГО ХОДА

Ключевые слова: мостовые опоры, дноуглубление, устойчивость русла и судового хода.
Аннотация. Разработаны рекомендации по снижению негативных последствий строительства мостового перехода через р. Ока в г. Нижний Новгород для обеспечения устойчивости русла и судового хода.
Cсылка на статью

Сорокин А.А., Логинова Е.О., Джалмухамбетова Е.А., Цыгута А.Н.
СИСТЕМА ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Ключевые слова: Гидротехнические сооружения, система проектного управления, оценка состояния, критерии оценки, обслуживание, функционирование, эксплуатация, модель.
Аннотация. В статье обсуждается вопрос о современном состоянии гидротехнических сооружений. На основании анализа научных работ и публикаций делается вывод о том, что для нормального функционирования гидротехнических сооружений необходима комплексная своевременная оценка состояния объектов, которая позволит принимать решения по их ремонту и обслуживанию в изменяющихся условиях. Сформирована группа критериев для получения комплексной оценки состояния гидротехнических сооружений.
Cсылка на статью

Шестова М.В., Бандин Д.А.
ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПОДДЕРЖАНИЯ ГАРАНТИРОВАННЫХ ГАБАРИТОВ ПУТИ НА НИЖНЕЙ ВЯТКЕ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ В НАВИГАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ

Ключевые слова: гарантированные габариты, уровенный режим, дноуглубительные работы, посадка уровней воды.
Аннотация. Установление и поддержание гарантированных габаритов судового хода на водном пути требует комплексного подхода. В первую очередь, это связано с оказываемым влиянием увеличения глубины водотока на уровенный режим водного объекта и возможной посадкой уровня воды. Для участка реки Вятка в ее нижнем течении были проведены исследования возможности установления и поддержания гарантированной глубины в навигационном периоде. В рамках исследований выявлена возможность установления гарантированных габаритов на Нижней Вятке на участке от устья реки до 40 км, в том числе до г.Мамадыш (0-23 км). На участке выше 40-ого км (до г.Вятские Поляны, 102 км) река по своим гидравлическим особенностям не обеспечивает разумной возможности установления заданных габаритов пути.
Cсылка на статью

Шестова М.В., Бандин Д.А.
ТЕНДЕНЦИЯ ИЗМЕНЕНИЙ СУДОХОДНЫХ УСЛОВИЙ НА Р. ВЯТКА И В ЕЕ НИЖНЕМ ТЕЧЕНИИ В УВЯЗКЕ С ИНТЕНСИВНОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВА ПУТЕВЫХ РАБОТ

Ключевые слова: судовой ход, дноуглубительные работы, гарантированные габариты, обеспеченность уровней, проектный уровень воды.
Аннотация. Объектом исследования являлась р.Вятка, в том числе в ее нижнем течении. В ходе выполненных исследований была дана оценка изменению интенсивности производства путевых работ за последние 30 лет и сопутствующим им изменениям судоходных условий. Выполнен анализ изменения габаритов судового хода за период с 2011 по 2020 гг. (по гидрологическому посту Вятские Поляны). На основании полученных результатов сделан вывод о целесообразности установления и поддержания гарантированных габаритов пути на Нижней Вятке. Однако определяющим является вопрос о величине возможной посадки уровня воды в результате производства дноуглубительных работ для их достижения.
Cсылка на статью

Шестова М.В.
ОБОСНОВАНИЕ РУСЛОФОРМИРУЮЩЕГО РАСХОДА ВОДЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ РУСЛОВЫХ ДЕФОРМАЦИЙ И УСТОЙЧИВОСТИ СУДОВОГО ХОДА В РАЙОНЕ СТРОЯЩЕГОСЯ МОСТОВОГО ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ Р. ОКА (15-Й КМ СУДОВОГО ХОДА)

Ключевые слова: русловые деформации, руслоформирующий расход воды, уровни воды, гидрологический режим.
Аннотация. Интегральной характеристикой, отражающей не только водоносность реки, но и ее гидрологический режим, в том числе особенности транспорта наносов, является руслоформирующий расход воды. Именно при его прохождении в русле реки происходят наиболее значительные русловые деформации. Для участка р.Ока в районе строящегося мостового перехода (15 км от ее устья) выполнены исследования по обоснованию руслоформирующего расхода на основании статистических данных по расходам и уровням воды по гидрологическому посту «Новинки». Полученные результаты использованы при математическом моделировании гидродинамики речного потока в районе строящегося мостового перехода на р.Ока (г.Нижний Новгород).
Cсылка на статью

Шишкина О.Д.
ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ ПРОФИЛЯ СУДОХОДНОГО КАНАЛА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ В РАЗМЫВАЕМОМ ДНЕ

Ключевые слова: морфология русла, волновой канал, поперечный ступенчатый профиль, дноуглубление, транспорт грунта.
Аннотация. В работе представлены результаты исследования закономерности размыва осадочных пород в речном русле со ступенчатым поперечным профилем после заглубления фарватерной части русла в нижнем бьефе плотины гидроэлектростанции.
Cсылка на статью