ВЫПУСК 2025
Секция 1
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ И БЕСПИЛОТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ НАВИГАЦИИ
Секция 2
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ
Секция 3
ТЕОРИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ИХ ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕШЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАДАЧ
Секция 4
СУДОСТРОЕНИЕ, СУДОРЕМОНТ И ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Секция 5
ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
Секция 6
ВОДНЫЕ ПУТИ И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ
Секция 7
ЛОГИСТИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ
Секция 8
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТА
Секция 9
ЭКОНОМИКА, ИННОВАЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ
Секция 10
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА И ЛОГИСТИКИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
|
Труды 5-го международного научно-промышленного форума "Транспорт. Горизонты развития"
(Нижний Новгород. 20-23 мая 2025 г.)
Секция 2
 ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ
Бурмакин О.А., Малышев Ю.С., Попов С.В.
РАЗРАБОТКА ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ СУДОВОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДВОЙНОГО РОДА ТОКА ПРОГУЛОЧНОГО ТЕПЛОХОДА С ВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ЭНЕРГИИ
Ключевые слова: электроэнергетическая система, двойной род тока, судовая электростанция, встроенная сеть постоянного тока, возобновляемый источник энергии, буферный накопитель.
Аннотация. Дано обоснование целесообразности применения системы генерирования электроэнергии двойного рода тока с солнечными батареями и буферным аккумулятором на прогулочных теплоходах с малым водоизмещением. Представлена разработанная модель СЭЭС двойного рода тока с возобновляемыми источниками энергии. Показаны результаты моделирования работы СЭЭС при изменяющихся световом потоке и электрических нагрузках, соответствующих эксплуатационным режимам судна. Приведены осциллограммы напряжений и токов в контрольных точках системы. На основе проведенного анализа результатов моделирования сделаны выводы об адекватности разработанной модели.
Cсылка на статью
Власов В.Н.
УЛУЧШЕНИЕ ТЕХНИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ
Ключевые слова: технико-экологические показатели, судовое топливо, Международная Конвенция МАРПОЛ 73/78, контроль выбросов, ультразвуковая обработка.
Аннотация. В статье описаны направления улучшения технико-экологических показателей судовых дизелей. Приведены предельные значения выбросов оксидов азота и серы в соответствии с Конвенцией МАРПОЛ 73/78. Предложена предъэксплуатационная ультразвуковая обработка топлива.
Cсылка на статью
Иванченко А.А., Бурков Д.Е., Коновалов П.О.
ОПЫТ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК СУДОВ
Ключевые слова: дизельная установка, автоматизация, цифровые приборы, интеграция данных, анализ данных, мониторинг технического состояния.
Аннотация. Противоречие между увеличением сложности судовых дизельных установок и уменьшением численности экипажей судов потребовало внедрения на флоте новых подходов к их комплектации и технической эксплуатации. Возможность реализации такого подхода на судах позволило применение микропроцессорных систем управления с функцией контроля и мониторинга технического состояния. Правовые основы его применения обеспечило принятия МАКО резолюций Z-20 и Z-27 и их отражение в Правилах всех классификационных обществ. Для его практической реализации потребовалось оснащения судов электронными машинными журналами, а также разработка и внедрение информационных технологий для обработки данных контроля в форме, позволяющей осуществлять оценку правильности функционирования сборочных единиц и определять их техническое состояние без его разборки.
Cсылка на статью
Иванченко А.А., Кононов А.В.
РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА УСТОЙЧИВОСТИ РАБОТЫ ДВУХТОПЛИВНЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК НА СЖИЖЕННОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ
Ключевые слова: двухтопливный двигатель, СПГ, детонация, устойчивость сгорания, ЦПГ, оптимизация впрыска, диагностика детонации.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы устойчивой работы двухтопливных дизельных двигателей на сжиженном природном газе (СПГ) с запальным дозированием жидкого топлива. Особое внимание уделено детонационным процессам, возникающим из-за нестабильности сгорания, и их влиянию на надежность цилиндропоршневой группы (ЦПГ). Проведен анализ факторов, способствующих детонации, включая неоднородность топливовоздушной смеси, нестабильность воспламенения и локальные перегревы. Предложены методы диагностики и предотвращения детонации на основе анализа индикаторных диаграмм и вибрационных сигналов. Разработаны рекомендации по оптимизации впрыска, состава смеси и управления двигателем, направленные на повышение устойчивости работы и соответствие экологическим нормам IMO Tier III.
Cсылка на статью
Иванченко А.А., Платонов А.А.
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВНИЯ АВТОМАТИКИ ДВУХТОПЛИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ WARTSILA 50DF
Ключевые слова: Wartsila 8L50DF, энергоэффективность, сжиженный природный газ (СПГ), удельный расход энергии (BSEC), тепловой КПД.
Аннотация. В работе проведено сравнение технических характеристик главных судовых двигателей марки Wartsila 50DF при работе на дизельном топливе и сжиженном природном газе (СПГ). В основу анализа положены реальные данные их эксплуатации на судне. Указывается, что устранение типичных эксплуатационных проблем на судне возможно за счёт технической модернизации логики управления, расширения возможностей MPC и глубокого взаимодействия между оператором, производителем и судовыми инженерными службами.
Cсылка на статью
Иванченко А.А., Скобкин М.А.
СНИЖЕНИЕ ВЫБРОСОВ NOx В ДИЗЕЛЕ MAN 5G70ME-C10.5 ПРИМЕНЕНИЕМ РЕЦИРКУЛЯЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
Ключевые слова: двухтопливные двигатели, сжиженный природный газ (СПГ), выбросы NOx, рециркуляция ОГ, MARPOL Annex VI.
Аннотация. В работе представлен анализ опытf эксплуатации двухтопливного двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с системой рециркуляции отработавших газов (EGR) для снижения выбросов NOx. На примере двигателя MAN ME-GA анализируются особенности работы силовой установки на СПГ и жидком топливе, а также оценивается влияние системы EGR на экологические и эксплуатационные показатели двигателя. Приводятся данные по эффективности, надежности и проблемам, возникающим в реальных условиях их эксплуатации. Особое внимание уделено проблемам, связанными с системами EGR, и способам их решения.
Cсылка на статью
Литов Д.В., Хватов О.С.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОРСКОГО АВТОНОМНОГО И ДИСТАНЦИОННО УПРАВЛЯЕМОГО НАДВОДНОГО СУДНА (МАНС)
Ключевые слова: Автономное судовождение, морские автономные надводные суда (МАНС), системы автоматического управления (САУ), проектирование САУ, концепция САУ, Российский морской регистр судоходства, автономный портовый флот, безэкипажные суда, ситуационная осведомленность, нормативные документы.
Аннотация. Рассматриваются вопросы проектирования систем автоматического управления (САУ) морских автономных надводных судов (МАНС) в контексте реализации федерального проекта «Автономное судовождение» в России. Подчеркивается важность данного проекта для развития транспортной отрасли и создания автономного портового флота. Обосновывается необходимость углубленной проработки вопросов проектирования САУ МАНС, соответствующих требованиям нормативных документов, в частности, Положений Российского морского регистра судоходства для автономных судов. Предлагается подход к разработке концепции САУ МАНС, ориентированный на формирование представления о принципах построения структуры САУ и определении источников информации для обеспечения ситуационной осведомленности. В качестве первого шага проектирования предлагается развитие простой системы управления «Внешний мир – человек-оператор – объект управления» для формирования общей структурной схемы САУ.
Cсылка на статью
Петров А.П., Живлюк Г.Е.
ОСОБЕННОСТИ ПИД-РЕГУЛИРОВАНИЯ В СУДОВОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ
Ключевые слова: судовая энергетика, ПИД-регулирование, регулятор, помехи, настройка, интегральные критерии, коэффициенты усиления, устойчивость.
Аннотация. В статье представлены современное состояние пропорционально- интегрально- дифференциального регулирования и перспективы его применения в судовой энергетике. Одной из причин повышения интереса к теме является необходимости адаптации автоматизированных систем управления к появлению автоматической настройки, другой – более широкое использование модельного прогностического управления, которое требует хорошо настроенных систем управления. В системах регулировании находят применение новые правила и методы. Обсуждаемые вопросы включают технические характеристики, устойчивость систем регулирования путем настройки коэффициентов усиления современных регулятора.
Cсылка на статью
Попов С.В., Малышев Ю.С., Бурмакин О.А.
ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТРАНСФОРМАТОР – АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С РАСШИРЕННЫМ РЯДОМ МОЩНОСТЕЙ ЯКОРНО-ШВАРТОВНЫХ МЕХАНИЗМОВ
Ключевые слова: электропривод судовой лебедки, якорно-швартовная лебедка, имитационная модель электропривода, согласующий трансформатор, выбор электродвигателя.
Аннотация. Предложен вариант подбора палубных механизмов необходимой мощности в период дефицита и импортозамещения. Рассмотрен трансформаторный способ согласования напряжений судовой сети и питания электроприводов палубных механизмов при их выборе из стандартного ограниченного ряда мощностей. Показана разработанная схема имитационной модели системы электроснабжения для питания электропривода якорно-швартовой лебедки, работающей в различных режимах. Предложены обобщенные зависимости для определения мощности согласующего трансформатора при подборе палубных механизмов с требуемыми параметрами.
Cсылка на статью
Сальников В.Г., Иванова Е.В., Дворцов П.П.
ОПТИМИЗАЦИЯ ТОКА ЗАМЫКАНИЯ ФАЗЫ НА ЗЕМЛЮ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЯХ СРЕДНЕГО НАПРЯЖЕНИЯ В ПРИБРЕЖНЫХ СЕТЯХ СЕВЕРА
Ключевые слова: изолированная нейтраль, сети среднего напряжения, ток замыкания на землю, показатели качества электрической энергии.
Аннотация. В статье рассматривается необходимость развития транспортной и электрической инфраструктуры на территории крайнего Севера России, что является важным аспектом для успешного освоения этой стратегически значимой области. Основная мысль статьи заключается в том, что для обеспечения надежности и качества электроснабжения в суровых климатических условиях необходимо учитывать специфические особенности эксплуатации прибрежных электроэнергетических сетей с изолированной нейтралью.
Cсылка на статью
Смыков Ю.Н., Горелов С.В.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИИ ДОКОВ
Ключевые слова: энергоэффективность, энергосбережение, электронная генерация, кондуктивная низкочастотная электромагнитная помеха
Аннотация. Статья посвящена поиску путей обеспечения высокого уровня энергоэффективности при электроснабжении электроэнергетической системы доков от береговых источников электрической энергии, с учётом изменения структуры, мощности и других электроэнергетических параметров потребителей. Рассматривается влияние показателей качества электрической энергии потребителей электрической энергии, в том числе в части появления и влияния кондуктивной низкочастотной электромагнитной помехи по провалу напряжения. Предложен ряд технических мероприятий, обеспечивающих высокий уровень энергоэффективности и высокие эксплуатационные показатели.
Cсылка на статью
Смыков Ю.Н.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОВАЛОВ НАПРЯЖЕНИЯ ПРИ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИИ КОНЦЕНТРИРОВАННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Ключевые слова: кондуктивная низкочастотная электромагнитная помеха
Аннотация. Статья посвящена поиску путей обеспечения электромагнитной совместимости, в том числе, при электроснабжении судовой электроэнергетической системы от судовых источников электрической энергии, а также береговых источников электрической энергии во время стоянки. Рассматривается влияние концентрированных потребителей электрической энергии на показатели качества, в том числе в части появления и влияния кондуктивной низкочастотной электромагнитной помехи по провалу напряжения. Предложен ряд технических мероприятий, обеспечивающих снижение воздействия ЭМП помехи.
Cсылка на статью
Сугаков В.Г., Гуляев В.В., Тощев А.А.
СИСТЕМА ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХРОННОГО ГЕНЕРАТОРА С УПРАВЛЯЕМОЙ ДВУНАПРАВЛЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ФОРСИРОВКОЙ
Ключевые слова: внешняя форсировка, регулирование возбуждения синхронного генератора, внешний источник питания, управляемая двунаправленная форсировка.
Аннотация. В данной работе анализируются различные методы управления процессом возбуждения синхронных генераторов, что находят применение в морских генераторных установках, мобильных генераторных системах и на электростанциях. Предложена принципиальная схема системы возбуждения синхронного генератора с управляемой двунаправленной внешней форсировкой (СВСГсУВФ).
Cсылка на статью
Филюшов Ю.П., Палагушкин Б.В.
ЭКОНОМИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГЕ
Ключевые слова: явнополюсная синхронная машина с постоянными магнитами, закон управления, минимизация потерь, минимизация реактивной мощности.
Аннотация. Доклад посвящён методам управления явнополюсным синхронным двигателем транспортного средства на электрической тяге. Рассматривается способ оптимизации энергопотребления за счёт рационального регулирования тока посредством векторного управления. Особое внимание уделено законам, посредством которых обеспечивается управление при минимизации потерь в обмотках и минимизации реактивной мощности явнополюсного синхронного двигателя. Приводятся результаты моделирования, подтверждающие эффективность предлагаемых решений для увеличения КПД, диапазона регулирования скорости и механической мощности, при ограничении тока и напряжения, подводимого к обмоткам двигателя. Материал будет полезен инженерам и преподавателям в области электротранспорта.
Cсылка на статью
Хватов О.С., Литов Д.В., Марков Д.К., Кузнецов П.В.
ОБЗОР И СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ ДЛЯ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРНЫХ УСТАНОВОК ПЕРЕМЕННОЙ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ
Ключевые слова: дизель-генераторная установка, переменная частота вращения, аккумуляторная батарея, свинцово-кислотный аккумулятор, литий-ионный аккумулятор, цикличность, плотность энергии, система управления батареей, буферный накопитель энергии.
Аннотация. Представлен обзор и сравнительный анализ аккумуляторных батарей (АБ), используемых в дизель-генераторных установках переменной частоты вращения (ДГУ ПЧВ). Рассмотрены основные требования к АБ для ДГУ ПЧВ, включая высокую цикличность, скорость заряда-разряда, широкий диапазон рабочих температур, долговечность, надежность, безопасность и экономическую эффективность. Проведен сравнительный анализ различных типов АБ, таких как свинцово-кислотные, литий-ионные и никель-металл-гидридные, с акцентом на их преимуществах и недостатках применительно к требованиям ДГУ ПЧВ. Представленная информация поможет инженерам и специалистам сделать обоснованный выбор типа АБ для обеспечения надежной и эффективной работы ДГУ ПЧВ в различных условиях эксплуатации.
Cсылка на статью
Чернов В.А.
ТЕРМИЧЕСКОЕ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ СУДОВЫХ НЕФТЕСОДЕРЖАЩИХ ВОД: ТЕКУЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ключевые слова: термическое обезвреживание нефтесодержащих вод, лабораторный стенд, нефтесодержащие воды.
Аннотация. Статья посвящена экспериментальному исследованию термического способа обезвреживания нефтесодержащих вод, образующихся при эксплуатации судовых энергетических установок. Способ основан на распылении нефтесодержащей воды в газоходе судового дизеля, где при высоких температурах происходит испарение, термическое разложение и полное сгорание органических компонентов. Эксперименты, выполненные на лабораторном стенде, моделирующем реальные параметры газового тракта, позволили выявить наиболее значимые факторы, влияющие на протекание процесса.
Cсылка на статью
Чичурин А.Г., Шураев О.П.
СИСТЕМА УТИЛИЗАЦИИ СУДОВЫХ НЕФТЕОТХОДОВ
Ключевые слова: нефтеотходы, нефтесодержащие воды, нефтешлам, загрязненные нефтепродукты, способы утилизации.
Аннотация. В настоящее время на морских судах сложилась определенная структура сбора и утилизации нефтеотходов. Она включает систему сбора нефтеотходов и систему их утилизации. Анализ современных конструкций судовых технических средств утилизации показывает, что в большинстве своем их выбор не всегда обоснован. Рассматриваются направления совершенствования судовой системы утилизации нефтеотходов.
Cсылка на статью
Шураев О.П.
МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ ТЕПЛООБМЕННОГО АППАРАТА В СИСТЕМЕ ОХЛАЖДЕНИЯ СУДОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ РАСХОДА ВОДЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТУРА
Ключевые слова: водо-водяной теплообменный аппарат, система охлаждения двигателя, имитационное моделирование.
Аннотация. Проектирование теплообменных аппаратов для судовых дизелей традиционно ведется применительно к номинальному режиму работы двигателя. Вместе с тем, режим работы теплообменника в системе охлаждения может существенно изменяться даже при неизменном режиме работы двигателя. Выполнено имитационное моделирование работы водо-водяного охладителя в зависимости от доли расхода воды внутреннего контура, проходящей через него. Показано, что с уменьшением расхода воды, несмотря на снижение коэффициентов теплоотдачи и теплопередачи, удается сохранить неизменный тепловой поток за счет увеличения среднего температурного напора.
Cсылка на статью
Материалы Всероссийской конференции молодых ученых "Воложка" (в рамках форума "Транспорт. Горизонты развития") 22-23 апреля 2025.
Афицеров Д.В., Панченко В.А., Ениватов В.В.
ПРИМЕНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИЯ СЭУ
Ключевые слова: виртуальные технологии, морское образование, судомеханики, профессиональная подготовка, виртуальные тренажеры, симуляторы, дополненная реальность.
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные аспекты применения виртуальных технологий в профессиональной подготовке курсантов-судомехаников. Проанализированы преимущества использования виртуальных тренажеров, симуляторов и технологий дополненной реальности в образовательном процессе морских учебных заведений. Представлены результаты исследования эффективности внедрения виртуальных технологий в процесс подготовки специалистов морского флота. Определены перспективные направления развития виртуальных образовательных технологий в контексте подготовки судомехаников.
Cсылка на статью
Бичунасов М.В., Матвеев Ю.И.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЧИСТКИ СУДОВЫХ ТОПЛИВ
Ключевые слова: топливо, сепаратор, механические примеси, фильтр, мазут, присадки, обработка, сгорание.
Аннотация. В данной работе представлен химический состав и свойства топлива. А также основные способы очистки, благодаря чему можно способствовать уменьшению вредных выбросов в атмосферу и улучшить сгорание топлива. Отдельно расписаны основные виды химических и биологических обработок, которые способны наделить топливо полезными свойствами.
Cсылка на статью
Бровко А.В., Бичарова М.М.
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ СУДОВОГО ТОПЛИВА
Ключевые слова: морской транспорт, судовое топливо, физико-химические свойства, топливная система, энергоэффективность.
Аннотация. В статье проводится обзор физико-химических показателей судового топлива, их влияние на эксплуатационные характеристики и свойства всей топливной системы. Учитывая сложный фракционный состав морских топлив, их высокую вязкость и плотность, процессы транспортировки, перекачки и хранения становятся особенно проблематичными. Для оптимизации эксплуатационных затрат и улучшения характеристик судового топлива, производители вводят инновационные нефтехимические добавки, предназначенные для снижения температуры застывания, уменьшения вязкости и повышения общей текучести как маловязких, так и высоковязких морских топлив.
Cсылка на статью
Зкриева Г.Р., Новак Р.А.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ И СПОСОБЫ СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ
Ключевые слова: энергоэффективность, энергосбережение, альтернативные источники энергии, солнечные панели, ветровые турбины, обучение экипажа.
Аннотация. Данный материал предоставляет способы повышения энергоэффективности на судах морского и речного флота и варианты как можно экономично, а главное экологично проводить эксплуатацию судовых устройств.
Cсылка на статью
Иванченко А.А., Билоус В.И.
РАСЧЕТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ СЭУ НА РЕЖИМАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДНА ЗА СЧЕТ ПРИМЕНЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ТОПЛИВ
Ключевые слова: энергетическая эффективность, EEDI, двухтопливные двигатели, сжиженный природный газ (СПГ), выбросы CO?, MARPOL Annex VI, газовоз.
Аннотация. В работе представлены расчёты и анализ энергетической эффективности судовой двигательной установки (СДУ) при применении альтернативных топлив. Исследуются двигатели Wartsila 8L50DF и 6L20DF в дизельном и газовом режимах. Проведены вычисления EEDI, расхода топлива и выбросов CO? на маршруте Клайпеда–Танангер. Сравнены эксплуатационные показатели и экономическая эффективность режимов. Использование СПГ позволило снизить выбросы на ~26% и сократить расходы почти на 30%. Представлены схемы, таблицы и графики, подтверждающие выводы. Работа носит расчётно-экспериментальный характер. Результаты обосновывают целесообразность перехода на альтернативные топлива.
Cсылка на статью
Иванченко А.А., Кузнецов А.С.
ОЦЕНКА РИСКА И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ АВТОНОМНОГО МОРСКОГО ТРАНСПОРТА
Ключевые слова: автономное судоходство, оценка рисков, энергоэффективность, идентификация опасностей, контроль рисков.
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы оценки рисков и энергоэффективности при эксплуатации автономных морских судов. На основе проекта MUNIN по разработке концепции беспилотного сухогруза проанализированы методы формальной оценки безопасности (FSA). Установлено, что внедрение автономных технологий требует комплексного подхода к обеспечению безопасности и энергоэффективности, включая сценарный анализ, систематическую идентификацию опасностей и внедрение соответствующих мер контроля рисков.
Cсылка на статью
Киселевич М.Э., Якимов М.С., Ивановская А.В.
АНАЛИЗ АВАРИЙ В КЕРЧЕНСКОМ ПРОЛИВЕ В 2007 И 2024 ГОДАХ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ СЭУ
Ключевые слова: судовая энергетическая установка, разлив нефтепродуктов, Керченский пролив, эффективность теплообменников, загрязнение систем охлаждения, мазут, катастрофа 2007 года, авария 2024 года.
Аннотация. В данной статье представлены результаты сравнительного исследования влияния двух крупных разливов нефтепродуктов, произошедших в Керченском проливе в 2007 и 2024 годах, на эффективность функционирования судовых энергетических установок. Проведен анализ физико-химических характеристик разлитых нефтепродуктов, особенностей их распространения в акватории и взаимодействия с судовыми системами. Выявлены значимые различия в характере и степени воздействия загрязнения на теплообменное оборудование, топливные системы главных двигателей.
Cсылка на статью
Костин М.А., Матвеев Ю.И.
СУДОВЫЕ СКРУББЕРЫ
Ключевые слова: скруббер, экология, вредные выбросы, суда, теплоход.
Аннотация. В настоящее время большое внимание уделяется повышению экологичности на судах разного типа и назначения, и одним из устройств для решения данного вопроса, является скруббер – специальное устройство для очищения выпускных газов от NOx и SO2. Скруббер, также может снизить затраты на техническое обслуживание и продлить срок службы оборудования, что несет положительную экономическую тенденцию для судовладельца.
Cсылка на статью
Краевой А.И., Воробец И.А., Туркин В.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНОГО ТОПЛИВА ДЛЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК И ПРОБЛЕМА КОНТРОЛЯ ВЫБРОСОВ МЕТАНА
Ключевые слова: судовой дизельный двигатель, топливо, сжиженный природный газ, проскок метана, обнаружение, лидар, комбинационное рассеяние света.
Аннотация. Использование судами сжиженного природного газа (СПГ) приводит к уменьшению выбросов CO2, NOx, SOx и твердых частиц. Однако здесь недостатком является проскок метана: выброс остатков газового топлива, не полностью сгоревшего в двигателях. Для обнаружения проскока основного компонента СПГ – метана, предложено использовать метод обнаружения молекул метана в газо-воздушной среде лидаром комбинационного рассеяния света. Показано, что на длине волны лазерного излучения 405 нм можно получить минимальное время обнаружения проскока метана с отработавшими газами судовых дизельных двигателях, работающих на СПГ.
Cсылка на статью
Кузнецов А.В., Жукова Л.Е., Горелов С.В.
ВЛИЯНИЕ, УЧЁТ И ПОДАВЛЕНИЕ ГАРМОНИК В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЯХ
Ключевые слова: источники гармоник, качество электрической энергии, искажения напряжения питания.
Аннотация. В статье рассматриваются источники гармоник, их влияние на работу сети, методы измерения и нормирования, а также способы подавления. Современные электрические сети подвержены искажениям напряжения и тока из-за гармоник, вызванных нелинейными нагрузками. Гармоники ухудшают качество электроэнергии, увеличивают потери, вызывают перегрев оборудования и снижают надёжность.
Cсылка на статью
Мельник В.Д., Ухин В.И., Ивановская А.В.
АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОБРАБОТКИ СИСТЕМ ЗАБОРТНОЙ ВОДЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ В РАЙОНАХ РАЗЛИВА НЕФТИ
Ключевые слова: забортная вода, системы охлаждения судов, тяжелые нефтепродукты, нефтяное загрязнение, фильтрация, сепарация, теплообменные аппараты.
Аннотация. В данной статье представлен анализ современных методов обработки систем забортной воды на морских судах при их эксплуатации в акваториях, загрязненных тяжелыми нефтепродуктами. Рассмотрены основные проблемы, возникающие при контакте систем забортной воды с разливами мазута, тяжелых сортов нефти и бункерного топлива. Проведена сравнительная оценка эффективности различных технологий фильтрации, сепарации и очистки забортной воды от нефтяных загрязнений. На основе анализа и опыта эксплуатации судов в загрязненных акваториях предложены рекомендации по комплексной защите систем забортной воды и оптимизации их работы в условиях нефтяного загрязнения.
Cсылка на статью
Полянский Ю.В., Хачатрян А.М., Ивановская А.В.
АНАЛИЗ ПРИМЕНИМОСТИ МЕТОДОВ СБОРА НЕФТЕПРОДУКТОВ В КЕРЧЕНСКОМ ПРОЛИВЕ
Ключевые слова: топочный мазут, нефтяные разливы, морская среда, ликвидация загрязнений, экологическая безопасность, механические методы, диспергенты.
Аннотация. В данной статье проводится анализ современных методов ликвидации разливов топочного мазута в морской среде и на морском дне. Рассматриваются механические, физико-химические, биологические и термические методы с оценкой их экологической безопасности, экономической эффективности и технической реализуемости в различных условиях. Проведенное исследование показывает, что оптимальный подход к ликвидации разливов топочного мазута требует комплексного применения различных методов в зависимости от масштаба загрязнения, гидрометеорологических условий и экологической чувствительности района разлива. Предложены рекомендации по совершенствованию существующих технологий и разработке новых, более эффективных методов ликвидации нефтяных разливов с учетом особенностей топочного мазута как тяжелого нефтепродукта.
Cсылка на статью
Резеткин А.Д., Матвеев Ю.И.
ПОВЫШЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
Ключевые слова: масло, присадки, судовая система смазывания, патенты пакетов присадок, улучшение свойств масла, двигатель.
Аннотация. В настоящей работе рассмотрены современные методы повышение эксплуатационных свойств масла, а также улучшение масляных систем двигателей в различных транспортных системах. Представлены схемы автоматизации масляных систем и описание патентов. Также осуществлен патентный обзор, в которых описывались различные пакеты присадок, которые улучшают свойства масел, чтобы они соответствовали современным нормам для современных двигателей внутреннего сгорания, а также регенерацию масла, для сохранения мировой экологии и денежной экономии, ведь масло составляет большую статью расходов.
Cсылка на статью
Рязановский П.Д., Каменев К.С., Девяткин А.А.
ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ЦИКЛОНА МЕТОДОМ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ГИДРОДИНАМИКИ
Ключевые слова: SolidWorks, циклонные фильтры, эффективность.
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы численного исследования циклонного фильтра методом вычислительной гидродинамики (CFD) с использованием инструмента Flow Simulation программного комплекса SolidWorks. Представлены теоретические аспекты работы циклонных аппаратов, рассмотрены их основные достоинства и недостатки. Описано влияние геометрических параметров на эффективность очистки воздуха от твердых частиц. Приведена методика расчета циклона в SolidWorks Flow Simulation, описаны этапы подготовки и проведения численного моделирования, а также анализ результатов. Полученные данные позволяют оценить влияние конструктивных решений на эффективность работы циклона и оптимизировать конструкцию фильтра.
Cсылка на статью
Салахов И.Р., Воробьёв В.В.
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ СУДОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Ключевые слова: водный транспорт, система охлаждения, судовые двигатели внутреннего сгорания.
Аннотация. В настоящем исследовании приводится материал, позволяющий модернизировать систему охлаждения с использованием электрических элементов, позволяющих за счет автоматизации системы охлаждения повысить технико-экономические показатели дизеля в условиях эксплуатации дизельных установок на переменных режимах.
Cсылка на статью
Суслов К.Е., Матвеев Ю.И.
КОНСИСТЕНТНЫЕ СМАЗКИ И ОБЛАСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Ключевые слова: смазка, смазочные материалы, низкотемпературные смазки, состав и производство смазок, высокотемпературные смазки.
Аннотация. Данная работа посвящена изучению консистентных смазок, которые играют ключевую роль в обеспечении надежной работы подшипников, механизмов и различных узлов машин и оборудования. В исследовании представлены характеристики консистентных смазок, их состав, механизмы действия и применяемые технологии производства. Особое внимание уделено внедрению смазок в различные отрасли промышленности, включая морскую и автомобильную.
Cсылка на статью
Шушков Н.С., Андреянов А.А., Билюнас М.В.
ЭФФЕКТ «МЁРТВОЙ ВОДЫ» В МОРСКОЙ ПРАКТИКЕ
Ключевые слова: «мёртвая вода», внутренние волны, волновое сопротивление, управляемость судна.
Аннотация. В работе рассматривается феномен «мертвой воды» при движении судна, причиной которого являются внутренние волны, возникающие в стратифицированной жидкости, а также в работе приводятся некоторые исторические события, которые могут быть объяснены с точки зрения этого явления.
Cсылка на статью
|
Свидетельство о регистрации СМИ
|