Веб-сайт зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Название: "вф-река-море.рф". Учредитель ФГБОУ ВО "Волжский государственный университет водного транспорта" (ФГБОУ ВО "ВГУВТ")
Главный редактор: д.т.н., профессор, проректор по научной и инновационной работе ФГБОУ ВО "ВГУВТ" Бурмистров Евгений Геннадьевич



Волжский государственный университет водного транспорта

Адрес: г.Н.Новгород, ул. Нестерова, 5
тел./факс. (831) 218-44-13
e-mail: journal@vsuwt.ru
ТРУДЫ НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННОГО ФОРУМА "ТРАНСПОРТ. ГОРИЗОНТЫ РАЗВИТИЯ"
"ВЕЛИКИЕ РЕКИ" ТРЕБОВАНИЯ
К ОФОРМЛЕНИЮ СТАТЕЙ
МЕРОПРИЯТИЯ "ТРАНСПОРТ. ГОРИЗОНТЫ РАЗВИТИЯ" "ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ
ВОЛЖСКОГО БАССЕЙНА"
ВЫПУСК 2024

Секция 1
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ И БЕСПИЛОТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ НАВИГАЦИИ
Секция 2
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ

Секция 3
ТЕОРИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ИХ ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕШЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАДАЧ
Секция 4
СУДОСТРОЕНИЕ, СУДОРЕМОНТ И ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Секция 5
ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
Секция 6
ВОДНЫЕ ПУТИ И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ
Секция 7
ЛОГИСТИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ
Секция 8
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТА
Секция 9
ЭКОНОМИКА, ИННОВАЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ
Секция 10
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ" ( САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ ФГБОУ ВО "ВГУВТ")

Труды 4-го международного научно-промышленного форума "Транспорт. Горизонты развития"
(Нижний Новгород. 23-26 апреля 2024 г.)


Секция 2

 ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ

Брежнев В.И.
УПРАВЛЕНИЕ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМОЙ ДВУХТОПЛИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Ключевые слова: кроме того, все аварийные сигнализации могут программироваться на автоматический дозвон по указанному номеру в случае возникновения обусловленной ситуации.
Аннотация. В статье рассматривается система управления топливом в дизеле, где локальная сеть обеспечивает полноту и целостность управления, контроля и наблюдения
Cсылка на статью

Бурда Е.М., Галкин Д.Н., Перевезенцев С.В.
АНАЛИЗ РЕЖИМОВ РАБОТЫ СУДОВОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ И ГРЕБНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ (ГЭУ) ПАССАЖИРСКОГО КОЛЕСНОГО СУДНА «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО»

Ключевые слова: колесно-движительный рулевой комплекс, судовая электростанция, автоматизация режимов работы, гребная электрическая установка, топливная эффективность.
Аннотация. Проведен анализ режимов работы судовой электростанции и гребной электрической установки по итогам первого года эксплуатации судна. Показаны особенности структуры электростанции, связанные с обеспечением функций энергосбережения и резервирования. Приведена оценка топливной эффективности при различных режимах работы гребной электрической установки.
Cсылка на статью

Власов В.Н., Матвеев Ю.И.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЛЬТРАЗВУКА ДЛЯ ГОМОГЕНИЗАЦИИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Ключевые слова: дизельное топливо, механические примеси, предэксплуатационная подготовка, гомогенизация, ультразвуковая обработка, кавитационные процессы.
Аннотация. В статье рассмотрена актуальность обеспечения качественной предэксплуатационной подготовки дизельного топлива. Показаны основные методы подготовки топлива, применяемые на судах. На основе анализа, обосновано применение ультразвуковой обработки топлива. Предложена последовательность операций топливоподготовки.
Cсылка на статью

Володин Ю.Г., Марфина О.П., Матвеев Ю.И.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПУСКОВОГО РЕЖИМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Ключевые слова: экспериментальный стенд, эксперимент, пусковой режим, газотурбинный двигатель, нестационарность, теплоотдача.
Аннотация. В работе представлена информация об экспериментальном стенде, на котором возможно моделировать различные режимы работы газотурбинного двигателя. Выполнено подробное описание конструкции экспериментального стенда, первичных средств измерения параметров газового потока. Скорость увеличения температуры газового потока составила 12000 К/с, а ускорение скорости потока достигало величины 700 м/с2. Приведены величины среднеквадратичных погрешностей параметров в выполняемых экспериментах.
Cсылка на статью

Гуляев В.В., Кралин А.А.
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ ВТОРИЧНОГО ИСТОЧНИКА ПИТАНИЯ АВТОНОМНОГО ОБЪЕКТА

Ключевые слова: преобразователь постоянного напряжения, Matlab Simulink.
Аннотация. Разработана модель повышающего преобразователя постоянного напряжения в программной среде моделирования Matlab Simulink. В результате моделирования получены временные зависимости электромагнитных величин, определяющих режимы работы преобразователя. Разработанная модель позволяет проектировать преобразователи постоянного напряжения с требуемыми параметрами.
Cсылка на статью

Гуляев В.В.
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ПОСТОЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ В СУДОВЫХ ВТОРИЧНЫХ ИСТОЧНИКАХ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ

Ключевые слова: преобразователь постоянного напряжения, Matlab Simulink.
Аннотация. Произведен обзор класса устройств преобразователи постоянного напряжения, которые могут использоваться при построении структур вторичного электропитания малой мощности. Показаны особенности работы преобразователей в различных режимах работы, рассмотрены расчетные соотношения, которые необходимо использовать при проектировании преобразователей. Показаны возможности моделирования режимов работы преобразователей постоянного напряжения при помощи среды моделирования Matlab Simulink.
Cсылка на статью

Ерофеев В.Л., Жуков В.А.
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОДОРОДНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Ключевые слова: судовые энергетические установки, водород, топливные элементы, экономический эффект, экологические результаты.
Аннотация. Статья посвящена возможности использования водорода в современных судовых энергетических установках. На основании анализа научно-технической информации оценена перспективность использовании водорода в судовых энергетических установках. Научные исследования и опытно-конструкторские работы, направленные на расширение использование водорода, сохраняют актуальность и перспективность, однако ожидать скорого отказа от углеводородных топлив не следует.
Cсылка на статью

Живлюк Г.Е., Петров А.П.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ СУДОВ

Ключевые слова: энергоэффективность судов, судовая энергетическая установка, экологическая безопасность, выбросы парниковых газов, техническое регулирование энергоэффективности.
Аннотация. Предметом настоящего исследования является энергоэффективность судов морского и речного флота. В работе рассмотрены нормативные требования по энергоэффективности, приведена эволюция требований как международного, так и регионального уровней. Отмечается, что методы оценки энергоэффективности направлены и, в основном, базируются на мониторинге выбросов диоксида углерода при работе двигателей на различных видах топлива. В работе уделено внимание мероприятиям по сокращению выбросов СО2 на всех этапах жизненного цикла судов, начиная с проектирования и постройки до утилизации судна.
Cсылка на статью

Иванченко А.А., Коновалов П.О.
АНАЛИЗ РЫНКА ПРИБОРОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ МОНИТОРИНГА И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СУДОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Ключевые слова: рынок, приборы диагностики, двигатели внутреннего сгорания, конкурентная среда, стратегии, технологии, диагностика, анализ, судостроение, морская техника.
Аннотация. Представлены результаты анализа современного рынка встраиваемых и переносных приборов, средств и методов контроля и диагностики работы элементов судовых дизельных установок. Приводятся результаты сравнительного анализа технологий мониторинга и диагностики судовых двигателей внутреннего сгорания, тенденции развития рынка, анализ конкурентной среды. Представленные данные могут быть полезны как для специалистов в области морской техники и судостроения, так и для исследователей, занимающихся разработкой новых технологий диагностики и контроля судовых двигателей.
Cсылка на статью

Иванченко А.А., Конев Г.А.
МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ СОСТАВА СЭУ СУДОВ КЛАССА АФРАМАКС НА ОСНОВЕ ПРЕДИКТИВНОГО АНАЛИЗА

Ключевые слова: судовые энергетические установки, суда класса Афрамакс, предиктивный анализ, двухтопливные двигатели, энергоэффективность.
Аннотация. В статье представлены результаты исследования по оптимизации состава СЭУ судов класса Афрамакс с использованием методов предиктивного анализа жизненного цикла. На основе ретроспективного анализа эксплуатационных параметров по 51 судну дедвейтом от 80 до 150 тыс. тонн за период с 1970 по 2021 год выявлены закономерности совершенствования судовых энергетических установок и определены наиболее перспективные архитектурно-конструктивные решения. Разработана методика многокритериальной оптимизации, учитывающая совокупность технических, экономических и экологических критериев эффективности. Проведены расчеты, показывающие возможность повышения ?У до 58 – 62%, снижения расхода топлива на 20 – 30 %, сокращения выбросов CO2 на 35 – 40% и NOx на 60 – 70% за счет применения двухтопливных малооборотных дизелей на СПГ, электрохимических генераторов и возобновляемых источников энергии.
Cсылка на статью

Иванченко А.А., Билоус В.И.
ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ МОРСКИХ СУДОВ

Ключевые слова: судовые энергетические установки, пропульсивный комплекс, энергоэффективность, система командной информации, потенциальное прогнозирование, суда класса газовоз-этановоз.
Аннотация. В докладе рассматриваются существующие методы получения и обработки информации о энергоэффективности судовых дизельных установок в контексте разработки системы поддержки принятия решений. Автор проводит анализ и выявляет какие модификации можно применить к различным типам судов и как они влияют на EEDI. Обосновывает актуальность проблемы энергоэффективности. Рассматривает нормативно-правовую базу для ее регулирования. Проводит анализ возможностей повышения энергоэффективности на этапе проектирования судна и на стадии его эксплуатации. Рассматривает решения, предлагаемые EEXI. Анализируется экономическая эффективность и выгода.
Cсылка на статью

Каюмова Г.Г., Салахов И.Р.
ПЕРСПЕКТИВЫ УЛУЧШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУДНА ПУТЕМ ПРОРАБОТКИ СИСТЕМ УТИЛИЗАЦИИ ТЕПЛОТЫ ГЛАВНЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Ключевые слова: утилизация теплоты, экологические показатели, расход топлива, теплоутилизационная установка, котлы.
Аннотация. В данной статье показана возможность проведения проработки систем утилизации теплоты главных и вспомогательных двигателей, позволяющая отбирать теплоту у воды охлаждения внутреннего контура главных двигателей с дальнейшим ее использованием для подогрева санитарной воды. Тем самым уменьшая расход топлива и, соответственно, повысить экологические показатели.
Cсылка на статью

Лаптев Н.А., Матвеев Ю.И.
ЭФФЕКТИВНАЯ УТИЛИЗАЦИЯ ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА ИЗ ПИТАТЕЛЬНОГО РЕЗЕРВУАРА В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ УСТАНОВКЕ С ДИЗЕЛЕМ ТИПА 4Ч 8,5/11

Ключевые слова: газовый конденсат, утилизация, дизель, газодизель, экспериментальная установка.
Аннотация. Эффективное использование топливной единицы является одним из наиболее востребованных направлений в мире энергетики. На данный момент в мире производятся дизели для судовой промышленности, которые могут работать на двух или даже трёх типах топлив. Одними из таких топлив являются различные газы. Газовый конденсат относится к типу природного газа, содержащему смесь углеводородов, которая существует в газообразном состоянии при высоком давлении и низких температурах. Во время расходования газа, давление в сосуде понижается и смесь из газообразного переходит в жидкое состояние. При удалении конденсата из ёмкости с дальнейшим понижением давления и увеличением температуры, большая часть смеси из жидкого состояния будет испарятся и в газообразном состоянии подаваться в цилиндр двигателя.
Cсылка на статью

Логинова М.В., Князев А.С., Крючков А.Э., Андрусенко С.Е., Коныгин Д.И.
РЕАЛИЗАЦИЯ ЦИКЛА МИЛЛЕРА В ГАЗОВЫХ ДВИГАТЕЛЯХ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Ключевые слова: Цикл Миллера, газовый двигатель, рабочий процесс, газораспределение.
Аннотация. В настоящее время актуальна проблема перевода газовых двигателей на топлива с низким метановым числом при условии работы на изначальной мощности. Одним из методов решения этой проблемы является применение цикла Миллера. Статья посвящена применению цикла Миллера на газовых двигателях. Рассмотрены варианты реализации цикла Миллера. Проанализирован мировой опыт по использованию цикла Миллера на газовых двигателях.
Cсылка на статью

Малышев Ю.С., Бурмакин О.А., Попов С.В.
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОПРИВОДА ЯКОРНО-ШВАРТОВНОЙ ЛЕБЕДКИ, УЧИТЫВАЮЩАЯ РЕЖИМ СТОЯНКИ ПОД ТОКОМ

Ключевые слова: электропривод судовой лебедки, якорно-швартовная лебедка, имитационная модель электропривода, стоянка электродвигателя под током, выбор электродвигателя.
Аннотация. В докладе предложено решение задачи качественного выбора электрооборудования якорно-швартовной лебёдки (ЯШЛ), возникающей в виду ограниченности ряда мощностей лебёдок с напряжением питания 220 В. Обоснована организация питания ЯШЛ 380 В от судовой сети 220 В через повышающий трансформатор. Представлена имитационная модель, учитывающая различные режимы работы ЯШЛ, в том числе кратковременную стоянку под током. Представлены результаты моделирования и сделаны выводы об адекватности модели.
Cсылка на статью

Малышев Ю.С., Бурмакин О.А., Попов С.В.
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРА, РАБОТАЮЩЕГО НА СУДОВУЮ СЕТЬ ПРИ ПОДКЛЮЧЕНИИ ИМПУЛЬСНОЙ НАГРУЗКИ

Ключевые слова: судовая электроэнергетическая система, импульсная нагрузка, имитационная модель дизель-генератора, переходные процессы дизель-генератора, качество электроэнергии.
Аннотация. В докладе проанализированы режимы работы судовой электроэнергетической системы (СЭЭС) с учётом импульсной нагрузки. Определено её влияние на узлы СЭЭС, устойчивость работы и качество электроэнергии. Предложена имитационная модель, позволяющая оценить переходные процессы и параметры качества электроэнергии. Приведены осциллограммы, полученные в результате моделирования. Сделаны выводы об адекватности модели и дальнейшем её развитии.
Cсылка на статью

Матвеев Ю.И., Курицын С.Ю.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ДЕТАЛЕЙ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ НА СЕРНИСТЫХ СОРТАХ ТОПЛИВ

Ключевые слова: Нефть, высокосернистое топливо, цилиндропоршневая группа, камера сгорания, электрохимическая коррозия.
Аннотация. Большая часть морского и речного флота оборудована двигателями внутреннего сгорания, работающих на жидком топливе. Нефтеперерабатывающие заводы для потребителей предлагают разные виды топлива. Его стоимость зависит от концентрации в топливе серы. Сера является вредной примесью, и её наличие в топливе, приводит к уменьшению экологичности и ускоренному износу деталей цилиндропоршневой группы судового двигателя. Не смотря на запрет использования высокосернистого топлива, судовладельцы потребляют его, из-за низкой стоимости. Для этого суда оборудуют скрубберами, позволяющими отделять серу от выхлопных газов двигателя, тем самым предотвращая загрязнения окружающей среды. Высокосернистое топливо, сгорая в камере сгорания, образовывает сернистый газ и ангидрит серы, которые при взаимодействии с водой, образуют сернистую и серную кислоту, вызывая коррозию деталей цилиндропоршневой группы. Благоприятные условия для образования кислот происходят при низких температурах «зеркала» цилиндра. Соответственно, для исключения воздействия продуктов горения серы на детали цилиндропоршневой группы, необходимо эксплуатировать двигатель на режимах, исключающих низкие температуры «зеркала» цилиндра, а также использовать смазочное масло с присадками, нейтрализующие продукты горения серы.
Cсылка на статью

Матвеев Ю.И., Чанчиков В.А., Гужвенко И.Н., Козлов А.А., Шулимова М.А.
РАЗРАБОТКА ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ТРИБОТЕХНИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ СМАЗОЧНЫХ КОМПОЗИЦИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В СУДОВОЙ ТЕХНИКЕ

Ключевые слова: смазочный материал, судовой дизель, противоизносная присадка, диселенид молибдена, жирные кислоты, машина трения.
Аннотация. Приводится описание машин, установок и технологии комплексной оценки триботехнических свойств смазочных композиций с присадками, а также технологические аспекты их изготовления. Описаны конструкции машин и установок, применяющихся для изготовления противоизносных присадок и проверки их противоизносных свойств. Приведены основные критерии качества разработанных присадок, такие как тонкость измельчения ее твердого наполнителя, время приготовления и хранения присадки до смешивания со смазочным маслом.
Cсылка на статью

Мильрат А.В.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СУДОВЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ

Ключевые слова: гребной винт, крыльчатый движитель, водометный движитель.
Аннотация. В данной статье рассмотрены технические характеристики и особенности различных судовых движителей. Определена оптимальная область применения каждого движителя. Методом сравнения выявлены достоинства и недостатки движителей, сложность изготовления и КПД на различных скоростях.
Cсылка на статью

Попов С.В., Бурмакин О.А., Малышев Ю.С.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕГУЛИРУЕМЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ СУДОВЫХ ЛЕБЕДОК

Ключевые слова: многоскоростной электропривод, частотное управление, двухзонное регулирование.
Аннотация. В докладе проанализированы варианты электроприводов судовых лебедок с точки зрения диапазона регулирования, массогабаритных и стоимостных показателей. Рассмотрены многоскоростные электродвигатели серии МАП, электродвигатели стандартного общепромышленного исполнения (ЭДСИ) и двигатели для частотного управления АДЧР. Приведены механические характеристики электродвигателей при различных способах регулирования скорости. Сделаны выводы о возможности снижения мощности электродвигателя при частотном двухзонном регулировании.
Cсылка на статью

Розов И.В., Титов С.В.
СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ПРОТОНООБМЕННЫХ МЕМБРАН ДЛЯ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Ключевые слова: протонообменная мембрана, полимер, топливный элемент, водородная энергетика.
Аннотация. В статье представлен обзор типов протонообменных мембран, применяющихся для работы топливных элементов. Приведены основные требования, предъявляемые к таким мембранам, описаны их преимущества и недостатки. Рассмотрены способы производства и модифицирования протонообменных мембран, а также перспективные разработки в данной области.
Cсылка на статью

Сибриков Д.А., Иванчик С.Н., Губин Е.С., Швецов И.В.,
Тельцов Д.С.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ ПОКРЫТИЙ В ТЕПЛОВЫХ ДВИГАТЕЛЯХ

Ключевые слова: теплозащитные покрытия, плазменное напыление, теплоизоляция деталей камер сгорания
Аннотация. Обзор технологий и материалов, используемых для теплозащитных покрытий, недостатки технологий, сложности применения и распространения теплозащитных покрытий, перспективы применения.
Cсылка на статью

Сугаков В.Г., Гуляев В.В.
СИСТЕМА ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХРОННОГО ГЕНЕРАТОРА С ВНЕШНЕЙ ФОРСИРОВКОЙ И КОРРЕКТОРОМ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ключевые слова: синхронный генератор, система возбуждения, параллельная работа, внешняя форсировка возбуждения, устройство коррекции возбуждения.
Аннотация. В данной работе рассматривается влияние форсировки возбуждения на распределение реактивной мощности между параллельно работающими синхронными генераторами судовой электростанции в динамических режимах. Отмечается необходимость коррекции возбуждения в таких режимах. Рассматривается пример структуры цифровой системы автоматического регулирования возбуждения с внешней форсировкой и корректором параллельной работы и её функционирование в динамическом режиме параллельной работы.
Cсылка на статью

Тимофеев В.Н., Салахов И.Р., Кутепова Л.М., Пинчук Р.С.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА МАЛОМЕРНОГО СУДНА С ЭЛЕКТРОДВИЖЕНИЕМ

Ключевые слова: дизель-генератор, тепловой насос, органический цикл Ренкина, тепловая энергия, теплообменник, низкокипящее вещество, электроэнергия.
Аннотация. Заявляемая статья решает задачу создания устройства энергетической установки маломерного судна с электродвижением. Основными элементами устройства являются электродвигатель постоянного тока, установленный на гребном валу судна, винт фиксированного шага, тепловой насос (ТН) на основе высокотемпературного компрессора и органический цикл Ренкина (ОЦР), дизель-генератор и аккумуляторные батареи. Управление работой электродвигателя производится через контроллер управления, главный распределительный щит (ГРЩ) и пульт управления.
Cсылка на статью

Троицкий А.В.
НЕИСПРАВНОСТИ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ СИСТЕМАМИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ, И ИХ ИМИТАЦИЯ В ТРЕНАЖЕРАХ

Ключевые слова: судовой дизель, система диагностирования, мониторинг рабочего процесса, диагностирование неисправностей, контроль технического состояния, тренажер судовой энергетической установки, тренажер судового механика, имитационное моделирование.
Аннотация. Приведен краткий обзор современных систем диагностирования технического состояния судовых дизелей. Рассмотрены регистрируемые ими параметры, использующиеся в качестве диагностических. Проанализирована функциональность данных систем в части диагностирования возможных неисправностей судовых двигателей внутреннего сгорания. Рассмотрены возможности современных тренажеров судовой энергетической установки в части имитации систем мониторинга рабочего процесса судовых дизелей.
Cсылка на статью

Хватов О.С., Тарпанов И.А., Кузнецов П.В.
СУДОВАЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПЕРЕМЕННОЙ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ НА БАЗЕ АСИНХРОННЫХ МАШИН С ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯМИ ЧАСТОТЫ

Ключевые слова: обратимая валогенераторная установка, дизель-генераторная установка переменной частоты вращения, асинхронный генератор.
Аннотация. Разработана имитационная модель динамических режимов работы судовой электроэнергетической системы (СЭС) на основе асинхронных машин и полупроводниковых преобразователей. Представлена структурная схема СЭС, состоящая из обратимого асинхронного валогенераторного устройства и асинхронной дизель – генераторной установки переменной частоты вращения. Проведено моделирование переходных процессов пропульсивной системы на базе обратимого асинхронного валогенератора с учётом переменной нагрузки на винт.
Cсылка на статью

Хватов О.С., Марков Д.К., Билялетдинов Т.З.
ТРЕНАЖЕР ERS 5000 TECHSIM ФИРМЫ ТРАНЗАС В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ АСПИРАНТА

Ключевые слова: естественная механическая характеристика, искусственная механическая характеристика, асинхронный двигатель переменного тока, преобразователь частоты, судовой пропульсивный комплекс.
Аннотация. Использование виртуальных моделей тренажера судовой энергетической установки ERS 5000 компании «Транзас» в научно-исследовательской работе аспирантов представляется перспективным, но одновременно с этим требует подтверждения адекватности предлагаемых тренажером виртуальных моделей. Проведена оценка адекватности модели электропривода «Преобразователь частоты ACS6000 - асинхронный двигатель переменного тока ВРК «Азипод». По результатам сравнения естественной и искусственных механических характеристик асинхронного двигателя в составе частотно-регулируемого электропривода главного движения судна полученных методом аналитического расчета и средствами виртуального моделирования, модель признана адекватной для исследования судовых систем электродвижения на переменном токе.
Cсылка на статью

Чернов В.А., Шураев О.П., Чичурин А.Г.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПО ТЕРМИЧЕСКОМУ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ НЕФТЕСОДЕРЖАЩИХ ВОД (ОБЗОР ПЕРВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ)

Ключевые слова: нефтесодержащие воды, термическое обезвреживание, газовыпускная система дизеля.
Аннотация. Статья посвящена обзору результатов экспериментальных исследований способа термического обезвреживания нефтесодержащих вод, образующихся в процессе эксплуатации энергетической установки судна. Суть рассматриваемой реализации данного способ заключается в распылении нефтесодержащей воды в газовыпускном тракте судового дизеля с последующим испарением и дожиганием нефтепродуктов. Исследования проводились на специально разработанном лабораторном стенде, имитирующем условия в газоходе дизеля. Получено распределение температуры по длине газохода.
Cсылка на статью

Шитик Т.В.
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЬ-ИРТЫШСКОГО БАССЕЙНА

Ключевые слова: энегоэффективность, водный транспорт, реки, водные пути.
Аннотация. В статье представлена энергоэффективность водного транспорта. Организация перевозок и грузов. Достоинства и недостатки водного транспорта.
Cсылка на статью

Шураев О.П., Липатов И.В.
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ СТАЦИОНАРНЫХ И ПЛАВУЧИХ ОБЪЕКТОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Ключевые слова: система отопления, естественная циркуляция, CFD вычисления.
Аннотация. Рассмотрен вариант дооснащения системы отопления с естественной циркуляцией воды, позволяющий при сохранении исходной функциональности обеспечить быстрый прогрев отопительного контура. Выполнено моделирование предложенного варианта в CFD-пакете. По результатам моделирования рассмотренный вариант реализован в системе отопления.
Cсылка на статью

Шураев О.П., Шураев Г.О.
О КАЛИБРОВКЕ ТЕРМОПАР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ЖИДКИХ И ГАЗОВЫХ СРЕД В СИСТЕМАХ СУДОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ

Ключевые слова: измерение температуры, термопара, калибровка.
Аннотация. Рассмотрена методика калибровки хромель-алюмелевых термопар (типа К) для измерения температуры жидких и газовых сред в системах судовой энергетической установки. Экспериментально установлено, что изначально измеренные значения температуры в реперных точках могут отличаться от действительных значений, и в некоторых случаях отклонение выходит за пределы допустимой погрешности измеряемого параметра судовой энергетической установки. Приведена программная коррекция показаний термопары на основе калибровочной зависимости.
Cсылка на статью

Яковлев С.Г.
РАСЧЕТ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАСОСА ТРЕНИЯ ДЛЯ ВЯЗКИХ ЖИДКОСТЕЙ

Ключевые слова: насос трения, спираль Архимеда, прямой поток, обратный поток, поток утечек, расход, потеря давления.
Аннотация. Насос трения, предназначенный для перекачивания вязких жидкостей, имеет рабочее колесо, с лопастью очерченной по спирали Архимеда. При расчете подобных насосов, к которым относятся и шнековые, используют принцип суперпозиции, согласно которому подача представляется как алгебраическая сумма независимых друг от друга потоков – прямого, обратного и потока утечек. Прямой поток обусловлен энергообменом между рабочим колесом и жидкостью при отсутствии перепада давления между входом и выходом. Обратный поток рассматривается как течение в канале, образованном неподвижными рабочим колесом и крышкой под действием перепада давлений на выходе и входе. Поток утечек формируется под действием перепада давлений на выходе и входе между рабочим колесом и неподвижной крышкой.
Cсылка на статью


Материалы Всероссийской конференции молодых ученых "Воложка" (в рамках форума "Транспорт. Горизонты развития") 20-21 мая 2024.

Абдуллина Т.С., Бахтин М.А., Хашимов Д.Р.
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Ключевые слова: экологичность, энергетический менеджмент, энергоэффективность, водный транспорт, морской транспорт, энергосберегающая технология.
Аннотация. Данная статья посвящена энергоэффективности на водном транспорте. Содержит обзор современных технологий и инновационных методов, позволяющих достичь оптимального уровня энергосбережения. Приведены ключевые принципы: использование энергосберегающих технологий при проектировании судов и двигателей, техническое обслуживание судов, использование современных систем навигации, переход к альтернативным источникам энергии: роторные паруса, крыльевая тяга, солнечные панели.
Cсылка на статью

Власов Д.В., Власов А.В., Власов В.Н.
ПРОБЛЕМА НАУЧНОГО ОПИСАНИЯ КАВИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В СУДОВЫХ УСТРОЙСТВАХ

Ключевые слова: кавитация, гребной винт, кавитационная каверна, судовые системы, эрозийное разрушение, кавитационный факел, число кавитации.
Аннотация. Статья описывает причины и последствия возникновения кавитации в судовых устройствах. Определена проблематика ее математического описания. Выполнена оценка геометрических параметров трубопроводов судовых систем для исключения опасности их кавитационного разрушения.
Cсылка на статью

Грякалов Н.А., Туркин В.А.
ОЦЕНКА УГАРА МОТОРНОГО МАСЛА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Ключевые слова: судно, дизельный двигатель, моторное масло, расход, угар, нагрузка двигателя, коэффициент угара, наработка двигателя.
Аннотация. Моторное масло при эксплуатации ДВС подвергается окислению, что способствует образованию загрязнений. Процессы старения масла могут быть физическими (загрязнения нерастворимыми примесями) и химическими (окисление и внесение присадок). Целью исследований было определить, какое влияние оказывает уменьшение угара на старение масла. Определение расхода моторного масла на угар производилось ежесуточным замером уровня масла в картере двигателя с помощью оттарированного маслошупа. приведены результаты выполненных в эксплуатационном рейсе замеров расход моторного масла на угар для Cummins K19-DM.
Cсылка на статью

Загоровский В.В., Рязановский П.Д., Каменев К.С.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ ПОКРЫТИЙ В ТЕПЛОВЫХ ДВИГАТЕЛЯХ

Ключевые слова: теплозащитные покрытия, оксидная керамика, плазменное напыление.
Аннотация. Целью применения теплозащитных покрытий являются тепловая защита деталей и увеличение термического КПД тепловых двигателей. Для двигателей внутреннего сгорания наибольшее значение имеет защита поверхностей камеры сгорания. Существует множество материалов покрытий из керамики, но наибольшее распространение получила оксидная керамика. Основная технология для получения покрытий – плазменное напыление. Эта технология и материалы имеют ряд особенностей, ограничивающих применение теплозащитных покрытий.
Cсылка на статью

Иванченко А.А., Скобкин М.А., Замураев И.С.
ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ПЕРЕВОДЕ ДИЗЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК СУДОВ НА АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТОПЛИВА

Ключевые слова: Судовые ДВС, математическое моделирование, альтернативные топлива, дизельная установка, рабочий процесс, дизельная установка.
Аннотация. Постоянное ужесточение нормативов по выбросам вредных веществ с судов послужило мощным толчком к применению математического моделирования и компьютерной оптимизации рабочего процесса судового двигателя внутреннего сгорания. Статья представляет краткий обзор основных программных инструментов для моделирования рабочего процесса судовых ДВС.
Cсылка на статью

Краевой А.И., Туркин В.А.
УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬЮ И ВЫБРОСАМИ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ РЕГУЛИРОВКОЙ ПАРАМЕТРОВ ТОПЛИВОПОДАЧИ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Ключевые слова: судно, дизельный двигатель, СО2, мощность, топливо, параметры топливоподачи, оптимизация.
Аннотация. В данной статье предлагается новая система поддержки принятия решений для управления энергоэффективностью судов, в которой объединены инструмент моделирования двигателя 6S60MЕ с использованием компьютерной программы ДИЗЕЛЬ-РК, и интеллектуальная модель, осуществляющая поиск минимального значения выбросов СО2 решением задачи оптимизации параметров топливоподачи двигателя. При назначении оптимальных параметров топливоподачи расход топлива снизится на 8,9%, что приведет к снижению затрат на топливо в 208 тыс. руб./сутки.
Cсылка на статью

Руцкая Ю.А., Халявкин А.А.
ШКОЛА «ЮНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА»

Ключевые слова: неразрушающий контроль, сварка, обучение, сварочное производство, сварной шов, дефект, качество.
Аннотация. В работе представлено изучение о необходимости обучения студентов и школьников в области сварки и сварочного производства. Отмечается значимость данного технологического процесса в судостроении в области постройки корпуса судна. Представлены преимущества данной профессии и престиж на рынке труда. Рассматриваются вопросы преподавания основ сварочного процесса и контроля сварного шва для молодых сварщиков, студентов первых курсов обучения школьников.
Cсылка на статью

Семенцов Е.П.
ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ СУДОВОГО ВАЛОПРОВОДА

Ключевые слова: факторы, муфта, демпфер, энергия, режим.
Аннотация. В статье рассматривается одна из проблем в области обеспечения надежности морских судов. Одной из проблем в работе судовых силовых установок является возможность возникновения резонансных явлений, возникающих на элементах валопровода при заданной частоте вращения двигателя в результате торсионной вибрации судовой силовой установки.
Cсылка на статью

Слиман С.С., Саламех А.А.
ОСОБЕННОСТЬ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ВНЕШНЕГО КОНТУРА СУДОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Ключевые слова: система охлаждения ДВС, кингстонный ящик, внешний контур, надежность, забортная вода.
Аннотация. Надежность работы судовых двигателей во многом зависит от эффективности системы охлаждения. В данной статье рассматривается одна из проблем, которая может привести к нарушению работы системы охлаждения внешнего контура и в результате чего к перегреву судового двигателя и его остановки. Забивание кингстонных ящиков разными предметами приведет к нарушению процесса забора воды для системы охлаждения внешнего контура, что в последствии приводит к снижению неэффективности охлаждения судовых двигателей.
Cсылка на статью


Свидетельство
о регистрации СМИ