Веб-сайт зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Название: "вф-река-море.рф". Учредитель ФГБОУ ВО "Волжский государственный университет водного транспорта" (ФГБОУ ВО "ВГУВТ")
Главный редактор: д.т.н., профессор, проректор по научной и инновационной работе ФГБОУ ВО "ВГУВТ" Бурмистров Евгений Геннадьевич



Волжский государственный университет водного транспорта

Адрес: г.Н.Новгород, ул. Нестерова, 5
тел./факс. (831) 218-44-13
e-mail: journal@vsuwt.ru
ТРУДЫ НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННОГО ФОРУМА "ТРАНСПОРТ. ГОРИЗОНТЫ РАЗВИТИЯ"
"ВЕЛИКИЕ РЕКИ" ТРЕБОВАНИЯ
К ОФОРМЛЕНИЮ СТАТЕЙ
МЕРОПРИЯТИЯ "ТРАНСПОРТ. ГОРИЗОНТЫ РАЗВИТИЯ" "ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ
ВОЛЖСКОГО БАССЕЙНА"
ВЫПУСК 2024

Секция 1
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ И БЕСПИЛОТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ НАВИГАЦИИ
Секция 2
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ
Секция 3
ТЕОРИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ИХ ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕШЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАДАЧ
Секция 4
СУДОСТРОЕНИЕ, СУДОРЕМОНТ И ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Секция 5
ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
Секция 6
ВОДНЫЕ ПУТИ И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ
Секция 7
ЛОГИСТИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ
Секция 8
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТА
Секция 9
ЭКОНОМИКА, ИННОВАЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ
Секция 10
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ" ( САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ ФГБОУ ВО "ВГУВТ")

Труды 4-го международного научно-промышленного форума "Транспорт. Горизонты развития"
(Нижний Новгород. 23-26 апреля 2024 г.)


Секция 4

 СУДОСТРОЕНИЕ, СУДОРЕМОНТ И ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Власов В.Н., Бармин И.А.
ПРИМЕНЕНИЕ СТАЛИ F36W ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫХ КОНСТРУКЦИЙ С УЧЕТОМ РАБОТЫ В АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ

Ключевые слова: применение стали, отрицательные температуры, ударная вязкость, ответственные конструкции, метод иерархий.
Аннотация. В статье проведено сравнение марок сталей F32W, F36W и C345, используемых в регионах с низкими температурами. На основании метода иерархий выбрана оптимальная.
Cсылка на статью

Гордлеев С.Д.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ХАУСБОТОВ КАК НОВОГО РЫНКА ГРАЖДАНСКОГО СУДОСТРОЕНИЯ В РФ

Ключевые слова: Хаусботы, водный туризм, катамараны, плавучие объекты, дом на воде, яхта, инфраструктура транспорта, судостроение.
Аннотация. Данная статья является обзорной по направлениям развития хаусботов, учитывается зарубежный опыт и технические решения, отдельно рассматриваются положительные тенденции судостроения в Российской федерации. Приводится обоснования новой ниши и факторы готовности субъектов. В статье обозначены важные направления для дальнейших исследований и публикаций.
Cсылка на статью

Гордлеев С.Д., Шабала А.Г., Старкова Т.В., Гордлеева В.В.
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНОГО ТИПА СУДНА НА ПРИМЕРЕ ХАУСБОТА С КАТАМАРАННОЙ БАЗОЙ, УЧИТЫВАЮЩИЙ ПОТРЕБНОСТИ И КОМПЕТЕНЦИИ «САМОСТРОЙЩИКОВ»

Ключевые слова: хаусбот, судовая архитектура, многокорпусное судно, мореходные качества, нагрузка масс, самостройщик, опытное производство.
Аннотация. Прогулочные суда типа хаусбот набирают популярность среди людей, строящих для себя и во многом своими силами. Некоторые из них в свою очередь пренебрегают всем спектром судостроительных канонов и выбирают иные стратегии строительства судов. В статье рассмотрены принципы и характерные тенденции со стороны начинающих судостроителей, а также взгляд и проектные предложения со стороны лицензированного конструкторского бюро. Приводятся примеры строительства отечественных хаусботов, дается оценка для корректировки судостроительных подходов в сторону «самостройщиков».
Cсылка на статью

Гордлеева И.Ю., Гордлеев С.Д.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРИЧАЛОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРАЖДАН НАСЕЛЕНИЯ (МГН)

Ключевые слова: причальная стенка, подъемник для инвалидов, береговая инфраструктура, требования к пассажирским перевозкам МГН.
Аннотация. Представлена концепция модернизации причальных стенок в соответствии с современными правилами перевозки лиц с ограничениями жизнедеятельности внутренним водным транспортом. В качестве решения предложен пассажирский подъемник с креплением непосредственно к причальной стенке. Обосновывается возможность и целесообразность такого решения.
Cсылка на статью

Гурьянов Н.М., Мизгирев Д.С.
ПРИМЕНЕНИЕ УСТРОЙСТВА ОЧИСТКИ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЕЗЗАРАЖИВАЕМЫЙ ПОТОК

Ключевые слова: водоснабжение, обеззараживание, приготовление питьевой воды, устройство для обработки и приготовления питьевой воды, УФ-излучение.
Аннотация. Рассмотрен актуальный вопрос снабжения потребителей чистой и качественной водой. Представлена и описана принципиальная схема устройства, позволяющего обеспечить качественное приготовление питьевой воды с использованием процессов кавитации, озонирования, фильтрации и УФ-излучения с синергетическим воздействием на обеззараживаемый поток.
Cсылка на статью

Давыдова С.В., Михеева Т.А.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ СУДОСТРОЕНИЯ

Ключевые слова: иностранные разработчики программного обеспечения, импортозамещение, обучение студентов кораблестроителей.
Аннотация. В настоящее время иностранные разработчики программного обеспечения массово уходят с российского рынка. В связи с этим обстоятельством появилась необходимость исследовать возможности импортозамещения программного обеспечения на отечественных предприятиях судостроения. Рассматриваются также особенности процесса внедрения технологии информационного моделирования в судостроении и в процесс обучения студентов-кораблестроителей.
Cсылка на статью

Дашков А.В., Бармин И.А., Никитаев И.В.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРЕЛЫ ТРАПА ДЛЯ ПЕРЕСАДКИ ПАССАЖИРОВ С СУДНА НА БУРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Ключевые слова: Телескопический трап, буровые платформы, стрела, расчет прочности, напряжение, деформация, Ansys.
Аннотация. В статье рассматриваются конструкция судового телескопического трапа, условия эксплуатации в экстремальных условиях и проектирование стрелы трапа. Проведен подбор материала с учетом свойств, требуемых для работ в условиях холодного климата. Особое внимание уделено расчету прочности стрелы трапа и возможностям усиления конструкции телескопической стрелы.
Cсылка на статью

Зотова Н.Е.
АНАЛИЗ ПРОЕКТНЫХ И ДОПУСТИМЫХ РАЗМЕРЕНИЙ ПАССАЖИСРКИХ СУДОВ НА МАЛЫХ РЕКАХ

Ключевые слова: малые реки, пассажирское судно, допустимые размерения, проектирование судов.
Аннотация. Для определений допустимых размерений судов на малых реках и внутренних водных путях на местных линиях приведены расчёты для одного из популярных маршрутов, являющихся потенциально интересными для водного туризма.
Cсылка на статью

Зяблов О.К., Пряничников А.А., Павлов А.М.
АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ САПР – ТП ВЕРТИКАЛЬ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СУДОСТРОЕНИИ

Ключевые слова: САПР-ТП, судостроение, импортозамещение, АСКОН, ГОСТ, ОСТ, исследование, техпроцесс.
Аннотация. Современное судостроение требует эффективного использования информационных технологий для решения различных технологических задач. Остро стоит вопрос о применении узкоспециализированного программного комплекса, обеспечивающего быстрое автоматизированное создание технологических процессов. В этой научной работе исследуется применение систем автоматизированного проектирования и технологической подготовки производства (САПР-ТП) типа «Вертикаль» для создания технологических процессов в судостроительной отрасли.
Cсылка на статью

Зяблов О.К., Алексеев Ю.А., Алексеева О.В.
РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СУДНА КЛАССА «?М-СП» С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Ключевые слова: учебно-производственное судно, экономическая модель, экспресс-анализ, расчетный рейс, оптимальное количество практикантов.
Аннотация. Одним из основных показателей, характеризующих результативность рейса на рынке перевозок водным транспортом, является его экономическая эффективность. Её расчёт сводится к сравнению доходов и расходов от выполнения перевозки. Именно они определяют целесообразность ведения коммерческой деятельности как для регулярных перевозок, так и для учебно-производственной деятельности. С этой целью был выполнен расчёт оптимального количества практикантов, позволяющих минимизировать затраты по эксплуатации УПС и сформулирована соответствующая экономическая модель, основанная на зависимости рейсовых затрат от технико-эксплуатационных характеристик судна.
Cсылка на статью

Каразанов К.О., Давыдов Е.А., Родюшкин В.М.
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГРЕБНОГО ВАЛА МНОГОСЛОЙНОЙ НАПЛАВКОЙ С ПООПЕРАЦИОННЫМ КОНТРОЛЕМ

Ключевые слова: многослойная наплавка, порошковая проволока, плазменная наплавка, микроструктура, микротвердость, ультразвуковой контроль, скорость упругой волны.
Аннотация. В работе рассматриваются особенности нанесения многослойной наплавки для восстановления геометрических параметров изношенных узлов машин и механизмов. Описаны основные особенности структуры и свойств слоев, формируемых при нанесении многослойной наплавки. Сформированы и апробированы основные шаги по созданию комплексного метода восстановления деталей многослойной наплавкой с пооперационным контролем.
Cсылка на статью

Качанов И.В., Ключников В.А., Шаталов И.М.
АДАПТАЦИЯ ФЛОТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ДЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА ВОДОТОКАХ В УСЛОВИЯХ МЕЛКОВОДЬЯ

Ключевые слова: баржа, обводы, носовая часть, кормовая часть, угол наклона, прототип, главные размерения.
Аннотация. В статье представлены эксперименты гидродинамических исследований корпусов судов. По результатам проведенных экспериментальных исследований позволил выработать рекомендации по эксплуатационным режимам для барже-буксирных составов и их модернизации для повышения эксплуатационных характеристик.
Cсылка на статью

Кашина В.В.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРЕВЕНТИВНОЙ ЗАМЕНЫ НЕКОТОРЫХ СВЯЗЕЙ КОРПУСА СУДНА ПРИ РЕМОНТЕ

Ключевые слова: ремонт корпусов судов, дефектация, замена элементов корпусных конструкций.
Аннотация. В статье рассмотрены особенности выполнения ремонта корпусов сухогрузных судов в рамках очередного освидетельствования. Выявлены причины ускоренного возникновения необходимости замены корпусных конструкций, смежных с ремонтируемыми участками. Сформулированы предпосылки для превентивной замены таких элементов. Определены случаи, когда замена дополнительных элементов является наиболее целесообразной.
Cсылка на статью

Кочнев Ю.А., Кочнева И.Б.
ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ И СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЗАДАЧАХ СУДОСТРОЕНИЯ

Ключевые слова: искусственный нейрон, нейросеть, судостроение.
Аннотация. Нейросети и создаваемые на их основе системы поддержки принятия решения на основе систем искусственного интеллекта широко вошли в различные области человеческой деятельности. В работе рассмотрено понятие нейросети, существующие нейросети, применяемые для решения инженерных задач. Приведена архитектура и анализ разработанной нейросети, для упрощённых задач судостроения.
Cсылка на статью

Кузнецов Э.А., Кулеш В.А.
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОЧНОСТЬ БОРТОВ СУДОВ НА ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ

Ключевые слова: бортовые перекрытия, расчеты прочности, экстремальные нагрузки, балочные модели, пластинчатые модели.
Аннотация. В статье рассмотрены особенности моделирования и прямых расчетов прочности бортовых перекрытий на действие экстремальных нагрузок при работе судов во льдах и швартовках в море. Особое внимание уделено сравнению стержневых и пластинчатых конечно-элементных моделей. Полученные результаты имеют практическую значимость и могут служить основой для развития регламентации при оценках напряженно-деформированного состояния бортовых перекрытий с помощью балочных и пластинчатых моделей методом конечных элементов.
Cсылка на статью

Кузнецова В.В., Роннов Е.П.
ПРОГНОЗНЫЕ ТИПЫ ТУРИСТИЧЕСКИХ СУДОВ ДЛЯ МАЛЫХ РЕК НИЖЕГОРОДСКОГО РЕГИОНА

Ключевые слова: малые реки, круизные маршруты, внутренний туризм, мелкосидящие суда, пассажирские суда.
Аннотация. В статье обозначается актуальность круизного туризма по малым рекам. Рассматриваются возможные водные туристические маршруты Нижегородской области. Приводятся типы судов для предложенных линий, в зависимости от их характеристик и продолжительности маршрута. Даны некоторые рекомендации по переоборудованию существующих мелкосидящих судов. Поставлены задачи, которые необходимо выполнить для актуализации возможных водных туристических маршрутов по малым рекам Нижегородского региона.
Cсылка на статью

Ленкевич С.А., Власов В.В., Афанасьева Е.В.
РАЗРАБОТКА 3D-МОДЕЛЕЙ НЕСАМОХОДНОЙ БАРЖИ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ 2300 ТОНН И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СОПРОТИВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЮ ЕЕ КОРПУСА

Ключевые слова: баржа, обводы, носовая часть, кормовая часть, угол наклона, прототип, главные размерения.
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментальных гидродинамических исследований 3D-моделей корпусов несамоходного судна (баржи) грузоподъемностью 2300 т. с переменной геометрией обводов в носовой и кормовой частях и различными соотношениями L/B. По результатам проведенных экспериментальных исследований установлен оптимальное отношение L/B с учетом минимальной осадки судна.
Cсылка на статью

Лучков И.Н.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЛИСТОГИБОЧНОЙ МАШИНЫ С ЧПУ

Ключевые слова: организация производства судостроения, организация производства судоремонта, гибка металлов, оптимизация производственных процессов.
Аннотация. Данный материал является математическим описанием Листогибочного станка с ЧПУ с формализацией показателей производственного процесса, отражающих свойства процесса гибки металла, его магнитных и изотермических свойств.
Cсылка на статью

Лучков А.Н., Чебан Е.Ю.
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНОГО ТИПА ТЯЖЕЛОГО ПАССАЖИРСКОГО ЭКРАНОПЛАНА

Ключевые слова: экраноплан, проектирование, автоматизация процессов проектирования, аэродинамические характеристики экраноплана, архитектурно-конструктивный тип, проектные элементы, эффективность, стоимость.
Аннотация. Одной из важнейших задач при создании тяжелых пассажирских экранопланов является автоматизация их проектирования в целях сокращения расходов ресурсов на их создание. В работе представлена разработанная на основании ранее полученных авторами эмпирических зависимостей, программа расчета оптимального архитектурно-конструктивного типа тяжелого пассажирского экраноплана на этапе исследовательского проектирования. Программа позволяет автоматизировать расчеты аэродинамических характеристик экраноплана (коэффициент подъемной силы, силы сопротивления, момента тангажа и аэродинамическое качество), а также основных проектных элементов (масса топлива, нагрузка на крыло, тяговооруженность). Кроме того, разработанная программа позволяет определять оптимальный варианта тяжелого пассажирского экраноплана, который должен отвечать требованиям наименьшей стоимости производства и наибольшей транспортной и топливной эффективности при его эксплуатации.
Cсылка на статью

Малов Д.А., Кочнев Ю.А.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ МАССЫ МЕТАЛЛИЧЕСКОГО КОРПУСА ТАНКЕРА НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Ключевые слова: танкер, главные размерения, нагрузка масс, измеритель масс, модуль масс.
Аннотация. В статье проведён детальный анализ элементов и нагрузки масс малых танкеров. Проанализированы данные о модулях масс различных судов и их взаимосвязи с измерителями масс. Изучены зависимости масс судна от модулей масс судна, получены их математические и графические зависимости.
Cсылка на статью

Мизгирев Д.С., Власов В.Н., Тутынин Т.Д.
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СУДОВОЙ ГРУЗОВОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ РАБОТ БЕСКОНТАКТНЫМ СПОСОБОМ НА ВОЛНЕНИИ

Ключевые слова: движение судна, бортовая качка, бесконтактный способ перегрузки, судовые стрелы, траверзный способ перегрузки, перегрузка грузов, кильватерный способ перегрузки.
Аннотация. Целью статьи является системное описание способов и технических средств, применяемых для осуществления перегрузки грузов между судами, находящимися на плаву. В работе рассматриваются контактные и бесконтактные способы перегрузки, используемые в современном судоходстве. Описаны способы расчета движения судна и моделирования бортовой качки судна на лаговом волнении.
Cсылка на статью

Мизгирев Д.С., Власов В.Н., Власов Д.В.
РАССМОТРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММНЫХ ПАКЕТОВ ДЛЯ ЧИСЛЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ КАВИТАЦИИ В СТРУЙНЫХ АППАРАТАХ

Ключевые слова: кавитация, эжектор, струйный аппарат, кавитационная каверна, моделирование кавитации, компьютерное моделирование.
Аннотация. В работе рассматриваются возможности различных современных программных пакетов для исследования процессов кавитации и производится анализ их применимости для численного моделирования процесса гидродинамической кавитации в струйном аппарате.
Cсылка на статью

Назаров А.Г.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАТАМАРАНОВ ДЛЯ СПОРТИВНОЙ РЫБНОЙ ЛОВЛИ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Ключевые слова: суда малые, прогулочные суда, проектирование, композиционные материалы.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы проектирования судов катамаранного типа из композиционных материалов, предназначенные для любительского спортивного лова рыбы. На примере реализованного проекта рассмотрены подходы к выбору главных размерений, особенности архитектуры, конструкции корпуса и дизайна элементов палубы. Предложены рекомендации для проектировщиков подобных судов для отечественного рынка.
Cсылка на статью

Никитаев И.В.
МОБИЛЬНЫЙ ЗЕМЛЕСОС ДЛЯ ОЧИСТКИ МАЛЫХ РЕК И ВОДОЕМОВ

Ключевые слова: мобильный землесос
Аннотация. В данной статье рассматривается возможность использования мобильного землесоса для очистки малых рек и водоемов. Для управления механизмами подъема и опускания пульпопровода, управлением свайным оборудованием и поворотом мобильного землесоса предлагается использовать гидравлический привод с двумя гидроцилиндрами для подъема и опускания свай, гидроцилиндра подъема и опускания грунтозаборной установки и пластинчатого поворотного гидродвигателя рулевого управления, который моделируется в модуле Simulink – программе из пакета MATLAB, предназначенном для моделирования динамических процессов. Погрузка на платформу и выгрузка с платформы происходит посредством лебедки, расположенной на грузовом автомобиле.
Cсылка на статью

Прокопенко Н.М.
МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ АДДИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С УЧЕТОМ ПРИЛОЖЕННЫХ НАГРУЗОК

Ключевые слова: Анализ напряжений, Кораблестроение, аддитивные технологии, FDM печать, оптимизация, топологический анализ.
Аннотация. Анализ методов усиления моделей для аддитивной печати. Рассмотрение применения аддитивных технологий в кораблестроении, создании водных, подводных и воздушных дронов. Описание разработанной универсальной методики по оптимизации печати деталей сложной формы под действием сил и нагрузок. Сравнение разработанной методики, с уже существующими методами печати.
Cсылка на статью

Пугин К.Г.
СНИЖЕНИЕ ИЗНОСА УПЛОТНИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СУДОВЫХ ГИДРОЦИЛИНДРОВ

Ключевые слова: судовой гидропривод, гидроцилиндры, фильтрация, рабочая жидкость, чистота рабочей жидкости, износ.
Аннотация. Судовые гидроцилиндры эксплуатируются в тяжелых условиях и подвергаются воздействию внешних неблагоприятных факторов. Износ уплотнительных элементов гидроцилиндров определяется степенью чистоты рабочей жидкости. Скорость износа будет напрямую зависеть от количества механических примесей и своевременности их удаления из поршневой и штоковой полости гидроцилиндра. В работе представлены материалы исследования, которые показывают, что очистка полостей гидроцилиндра от механических примесей зависит от организации движения жидкости в гидросистеме.
Cсылка на статью

Родюшкин В.М., Каразанов К.О.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ

Ключевые слова: пластическая деформация, ультразвуковой контроль, скорость упругой волны, нелинейность, генерация второй гармоники, структура.
Аннотация. Общепринятые способы диагностики конструкционных материалов в судостроении и судоремонте направлены на соответствие установленным нормам и позволяют лишь подтвердить конечную стадию деградации материала. В работе рассматриваются основные сложности при диагностике технического состояния элементов конструкции судна. Показано, что для адекватной оценки напряженно-деформированного состояния элементов судна возможно применение нестандартных методик неразрушающего контроля ультразвуковыми волнами, основанных на нелинейных параметрах.
Cсылка на статью

Чебан Е.Ю., Кожевников А.И.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛНООБРАЗОВАНИЯ ПОПЛАВКОВ-БУЛЬБОВ БОЛЬШЕГРУЗНОГО КАТАМАРАНА

Ключевые слова: волновое сопротивление, катамараны, волнообразование в канале, бульб, интегралы волнового сопротивления, поплавки соединительных мостов, вычислительная гидродинамика, твердые стенки, неограниченный поток.
Аннотация. Важную роль в волновом сопротивлении комплекса движущихся тел, в том числе большегрузного катамарана, играет сопротивление, возникающее в результате взаимодействия волновых систем каждого из тел, вследствие чего волновое сопротивление системы может быть и больше, и меньше суммы волновых сопротивлений каждого тела при изолированном движении. Одним из способов снижения волнового сопротивления и уменьшения высот волн между корпусами катамаранов является использование поплавков-бульбов, расположенных в диаметральной плоскости между корпусами, которые по сравнению с профилированными мостами (поплавками) могут выходить за нос или корму, а также быть полностью погружены в воду, обеспечивая тем самым постоянное взаимодействие с водой. Волнообразование самого бульба можно рассматривать как фундаментальную задачу движения тела вдоль твердых стенок в жидкости бесконечной глубины. В настоящей работе на основе кинематической математической модели приведены результаты расчетов оптимальной длины и ширины поплавка-бульба при его различных расположениях по длине корпуса, движущегося на тихой воде бесконечной глубины большегрузного катамарана (Fr от 0,181 до 0,303). Приведены результаты сравнения численного моделирования движения в жидкости эллипсоида длиной 7,3 м (Fr от 0,827 до 1,383) в неограниченном и ограниченном твердыми стенками потоках воды. Получены зависимости высот волн от скоростей движения, показывающие существенное увеличение высот волн для поплавка-бульба, движущегося в ограниченном пространстве.
Cсылка на статью

Щеголева О.А.
РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ГИПОТЕЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНО-МЕХАНИЗИРОВАННОГО СБОРОЧНО-СВАРОЧНОГО МАНИПУЛЯТОРА И ВАРИАНТЫ ЕГО КОНСТРУКТИВНОЙ СХЕМЫ

Ключевые слова: сборочно-сварочный манипулятор, многофункциональность, блочно-модульная компоновка, конструктивная схема, сборочная единица.
Аннотация. В статье рассмотрены возможные факторы, оказывающие влияние на выбор конструктивных схем многофункциональных роботизированных и комплексно-механизированных сборочно-сварочных манипуляторов и исполнительных механизмов для них. Определены требования к разработке конструктивной схемы манипулятора исходя из того, чтобы он вписывался в любую возможную схему организации процесса изготовления корпусных конструкций и в то же время, чтобы в его функциональных возможностях учитывалось как можно больше факторов, влияющих на его функционирование.
Cсылка на статью


Материалы Всероссийской конференции молодых ученых "Воложка" (в рамках форума "Транспорт. Горизонты развития") 20-21 мая 2024.

Андреев К.Г., Игнатов К.В., Сысак К.А.
ОСОБЕННОСТИ СУДОРЕМНОТА

Ключевые слова: судоремонт, корпус, диагностика, надежность, безопасность.
Аннотация. Судоремонт — это составная часть технической эксплуатации флота и важное звено в цепи непрерывного обслуживания судна. Судоремонтное производство имеет ряд особенностей, к которым относятся единичный и мелкосерийный характер производства, его стохастичность, изменяемость номенклатуры, количества и маршрута обработки изделий в зависимости от типа ремонтируемых судов.
Cсылка на статью

Кочнев Ю.А., Анучин А.Ю.
АНАЛИЗ ТРУДОЕМКОСТИ ПОСТРОЙКИ МОДУЛЬНОГО СУДНА

Ключевые слова: модуль, судно, танкер, сухогрузное судно, блок.
Аннотация. В докладе представлено сравнение серийных судов с модульными судами по таким основным параметрам как трудоемкость и стоимость их изготовления. Определяется понятие «модуль» применительно к судостроению. Приводится архитектурно-конструктивный вид модулей и судов в целом.
Cсылка на статью

Буканова И.В., Михеева Т.А.
ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ОБРАТНОГО ИНЖИНИРИНГА ПРИ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Ключевые слова: обратный инжиниринг, обратное проектирование, импортозамещение, модель.
Аннотация. На сегодняшний день в России действуют многочисленные санкции, которые не позволяют проводить импортозамещение. Самым наилучшим способом предотвратить потерю в производстве развивать обратное проектирование. В статье представлены основные преимуществa и определение обратного проектирование, а также основные задачи и незначительные недостатки процессa.
Cсылка на статью

Бурмистрова А.Е., Михеева Т.А.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПЛЕКСНО-МЕХАНИЗИРОВАННОГО УЧАСТКА ИЗГОТОВЛЕНИЯ СЕКЦИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ГПС

Ключевые слова: исследование, типовые секции, гибкие производственные системы, механизированная поточная линия, современное производство, современное судостроение, диаграмма Ганта.
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментальных исследований, выполненных для проверки адекватности основных зависимостей математической модели производственной системы для изготовления типовых плоскостных секций и её поведения при различных производственных условиях и форме организации производства. Практической целью эксперимента являлось получение на ранних этапах подготовки производства сведений о поведении реальной производственной системы путём «проигрывания» различных (требуемых) производственных вариантов на компьютерной модели.
Cсылка на статью

Ганин В.Д., Галочкин Д.А.
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ К СУДАМ КЛАССА ЭКО РКО В ЧАСТИ «КОРПУС»

Ключевые слова: ЭКО, Правила РКО, суда повышенной экологической безопасности, минимальные толщины корпуса, критерий аварийной остойчивости, коэффициент проницаемости, размер аварийных повреждений.
Аннотация. Представлен материал по результатам сопоставительного анализа дополнительных требований к судам повышенной экологической безопасности (Руководства Р.029) и Правил РКО по части «корпус». К дополнительным в части «корпус», в соответствии с Р.029  2010, более «жестким» требованиям относительно Правил РКО отнесены требования к минимальным толщинам корпуса, к критерию аварийной остойчивости, к коэффициенту проницаемости судовых помещений, к размеру аварийных повреждений. Показано, что основным отличием от Правил РКО в отношении элементов посадки и остойчивости поврежденного судна является длина повреждения. Одновременно с этим ширина и глубина повреждения, приведенная в требованиях Правил РКО, имеет меньшее значение.
Cсылка на статью

Давыдова С.В., Бадьина С.М.
АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ МУСОРОСБОРЩИКОВ В ПРОГРАММАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ

Ключевые слова: очистка прибрежных районов, суда мусоросборщики, мусоросборные устройства.
Аннотация. Деятельность человека оказывает значительное влияние на окружающую среду. Непоправимый вред наносится водной среде работой промышленных предприятий из-за попадающих в водные объекты отходов производства. В связи с этим появляется спрос на суда, обеспечивающие очистку прибрежных районов рек, а также их притоков от мусора. Для решения поставленной задачи необходимо обновление судов экологического назначения и разработка новых типов судов. В докладе проведен анализ эксплуатации судов мусоросборщиков, сформулированы предложения по их дальнейшему развитию.
Cсылка на статью

Давыдова С.В., Дергачев Н.В.
РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СУДНА МУСОРОСБОРЩИКА ДЛЯ РАБОТЫ В РАЙОНАХ С ЗАТРУДНЁННЫМ СУДОХОДСТВОМ

Ключевые слова: подобрать технологическое оборудование, обеспечивающее её работу
Аннотация. Проектирование специализированных судов невозможно без представления о видах загрязнений водных объектов. На основании обрабатываемых видов загрязнений определяется подход к выбору метода их сбора и выбор технических средств для их ликвидации. Данная информация позволяет: разработать принципиальную технологическую схему сбора и ликвидации загрязнений
Cсылка на статью

Зольникова Е.М., Кеслер А.А.
ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО СОСТАВАМ СМЕШАННОГО ПЛАВАНИЯ

Ключевые слова: исследования, составы смешанного плавания, импортозамещение, буксир - толкач, Arcticoupler KVC3545.
Аннотация. В статье переведены результаты аналитических исследований по обоснованию технических решений по составам смешанного плавания, как отечественных исследователей, так и зарубежных. На основе этих исследований проводился анализ выбора сцепного устройства для составов смешанного плавания и поднимается вопрос импортозамещения зарубежных технологий отечественным аналогом.
Cсылка на статью

Карябкина А.А.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕФЕКТАЦИИ И РЕМОНТА СУДОВЫХ СИСТЕМ ДЛЯ СУДОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ

Ключевые слова: судовые системы, износ и повреждения, дефектация, способы ремонта судовых систем, Классификационные Общества.
Аннотация. Приведены результаты анализа в отношении проведения дефектации судовых систем для судов в эксплуатации, а именно приведены классификация и обзор основных конструктивных элементов судовых систем, разновидности износа и повреждений, а также способы их обнаружения и исправления. По результатам анализа Правил Классификационных Обществ показано, что несмотря на наличие требований об обязательной проведении дефектации судовых систем, отсутствуют какие-либо указания по объему ремонта, его содержанию и критериев оценки.
Cсылка на статью

Климовских И.Д., Михеева Т.А.
ТЕХНИКО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ КОМПОНОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ ПРОПУЛЬСИВНОГО КОМПЛЕКСА ГРУЗОВЫХ СУДОВ

Ключевые слова: винторулевая колонка, валопровод, винт, технологичность, грузовые суда, технико-экономическое обоснование, трудоёмкость, нормо-часы, монтаж, пусконаладочные работы.
Аннотация. В статье рассматриваются возможные варианты компоновочных решений пропульсивных комплексов, которые могут монтироваться на грузовых судах, обеспечивая их движение. Выполнено технико-экономическое обоснование двух возможных вариантов компоновочных решений пропульсивного комплекса: классическая схема «валопровод-винт» и винто-рулевая колонка (ВРК). Для предварительной оценки целесообразности замены схемы «валопровод-винт» на винто-рулевую колонку проанализированы следующие показатели: технологичность процесса, трудоёмкость и себестоимость. Приведены показатели нормо-часов при монтаже валопровода и ВРК. Статья может быть применена в качестве рекомендательной при проектировании и строительстве серии грузовых судов.
Cсылка на статью

Клинцов А.А., Кочнев Ю.А.
ОБОСНОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ И ХАРАКТЕРИСТИК АВТОМОБИЛЕ-ПАССАЖИРСКИХ ПАРОМОВ С МАЛОЙ ПЛОЩАДЬЮ ВАТЕРЛИНИИ

Ключевые слова: судно с малой площадью ватерлинией, автомобиле-пассажирский паром.
Аннотация. В работе рассматриваются вопросы обоснования элементов и характеристик автомобиле-пассажирских паромов с малой площадью ватерлинии. Описывается методика их определения на начальных стадиях проектирования. Приводятся результаты полученные в процессе проектирования судов с различными исходными данными, а также некоторые зависимости, полученные в результате исследования полученных результатов.
Cсылка на статью

Корякова М.Н., Бушков С.В., Чебан Е.Ю.
ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЯ ПОСАДКИ БОЛЬШЕГРУЗНОГО КАТАМАРАНА

Ключевые слова: большегрузный катамаран, вычислительная гидродинамика, относительный клиренс, корабельные волны, сопротивление, дифферент, посадка судна, внутренние водные пути
Аннотация. Повышение скорости движения катамаранных судов происходит изменение их посадки, что важно учитывать при движении на внутренних водных путях. В работе представлены результаты численного моделирования поведения большегрузных катамаранов при движении с докритическими и закритическими скоростями для судов различной длины (112, 132 и 152 м), и с разными относительными клиренсами. Получены зависимости изменения осадок и дифферента от главных размерений большегрузных катамаранов, а также коэффициентов полного сопротивления.
Cсылка на статью

Костерина С.Д., Кочнев Ю.А.
ВЛИЯНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЯКОРЯ НА ДЕРЖАЩУЮ СИЛУ

Ключевые слова: якорь судовой, держащая сила.
Аннотация. В работе обобщены результаты испытаний держащей силы моделей якорей с различными геометрическими характеристиками. Приведены графические и функциональные зависимости коэффициента держащей силы при нормальной работе якоря и при смещении судна.
Cсылка на статью

Лаврова А.В., Михеева Т.А.
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЕКОРАТИВНЫХ ПОКРЫТИЙ ДЛЯ ВНУТРЕННИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ СУДОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Ключевые слова: технико-экономическое обоснование, декоративные покрытия, судовые помещения, внутренние поверхности, эффективность, напольные покрытия, материалы, система зашивки, безопасность, судостроение.
Аннотация. Данная работа посвящена технико-экономическому обоснованию эффективности применяемых декоративных покрытий для внутренних поверхностей судовых помещений. Исследование проводится с целью определения оптимальных материалов и технологий отделки, которые обеспечат не только эстетическое удовлетворение, но и долговечность, экологичность и безопасность для судов и их экипажа. Методы экономического анализа позволят оценить затраты на применение различных декоративных покрытий и сравнить их с ожидаемыми экономическими выгодами в долгосрочной перспективе.
Cсылка на статью

Михеева Т.А., Опарин В.И., Кочерова А.А.
ОПТИМИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОТОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ АО «СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИМЕНИ Б.Е. БУТОМЫ», Г. КЕРЧЬ

Ключевые слова: судостроение, оптимизация, поточное производство, линия МПЛ, трудоемкость, производительность труда, позиция, операция, установка.
Аннотация. Для улучшения организации и оптимизации всех видов работ судоверфи, включая судомонтажные, при серийной постройке судов применяется поточный метод производства со специализацией рабочих участков и бригад. Данный метод позволят снизить трудоемкость и повысить качество строительства, что в итоге будет способствовать росту производительности труда и снижению стоимости судна.
Cсылка на статью

Михеева Т.А., Чибизова И.А.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СЕТЕВЫХ ГРАФИКОВ ПРИ ПОСТРОЙКЕ СУХОГРУЗНЫХ СУДОВ

Ключевые слова: сетевые графики, сухогрузное судно, строительство, производство, процесс, судостроение.
Аннотация. В статье анализируется целесообразность применения сетевых графиков на судостроительном производстве. Использование сетевых графиков, представляет собой инструмент визуализации и управления последовательностью и временем выполнения задач, что является важным в судостроении. Особое внимание уделяется применению сетевых графиков для оптимизации процессов судостроения.
Cсылка на статью

Роннов Е.П., Мочалов К.П.
КОМБИНИРОВАННОЕ СУДНО С НАДПАЛУБНЫМ СУХОГРУЗНЫМ ТРЮМОМ

Ключевые слова: комбинированное судно, нефтерудовоз, судно внутреннего плавания, судно смешанного плавания, носовая надстройка.
Аннотация. В статье предложен вариант архитектурно-конструктивного типа комбинированного судна типа «танкер/трюмный», при котором жидкий груз располагается в корпусе судна, а сухой груз расположен на палубе в закрытом трюме с высотой до рулевой рубки. Рубка с надстройкой расположена в носовой части судна, а машинное отделение имеет отдельную надстройку в корме. Закрытый трюм размещается на продольных и поперечных фермах на палубе. Отображены преимущества таких судов по сравнению с известными комбинированными судами. Сформулированы проблемные вопросы, которые необходимо исследовать.
Cсылка на статью

Пчельникова Н.В., Кузнецова В.В.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОЙ ОПТИМИЗАЦИИ МЕТОДОМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ УСТУПОК ПРИ ВЫБОРЕ ЛЮКОВОГО ЗАКРЫТИЯ

Ключевые слова: люковые закрытия, оптимизация, уступки, критерии оптимизации, критерии эффективности.
Аннотация. В статье представлены применяемые типы люковых закрытий в судостроении. Рассмотрен метод последовательных уступок при решении задачи многокритериальной оптимизации, с выбором оптимального варианта. Определены критерии для реализации метода последовательных уступок с последующей оценкой перспективности использования в решении задач на этапе проектирования судов.
Cсылка на статью

Саламех А.А., Мелешин М.А.
ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СУДОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Ключевые слова: полимерные композиционные материалы, предел прочности, растяжение, сжатие, изгиб, усталостная долговечность.
Аннотация. Развитие современных технологий требует новых конструкторских решений. Одним из наиболее интересных и перспективных решений это применение композиционных материалов (КМ) для изготовления судовых конструкций и оборудования. Полимерные композиционные материалы (ПКМ) стали все чаще использовать в современном промышленном машиностроении, их используют, когда никакой другой материал не отвечает растущим темпам и требованиям технологий будущего. Внедрение полимерных композиционных материалов является одним из важнейших этапов формирования и развития современного судостроения.
Cсылка на статью

Торопов Д.О., Мизгирев Д.С.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СУДОВЫХ СИСТЕМ ОЧИСТКИ СТОЧНЫХ ВОД НА СУДНЕ ПРИ ПОМОЩИ АКТИВИРОВАННЫХ ОКИСЛИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ключевые слова: Система очистки сточных вод, судовые системы, активированные окислительные технологии.
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос совершенствования судовых систем очистки сточных вод на судне с использованием активированных окислительных технологий. Активированные окислительные технологии, такие как использование озона или перекиси водорода, позволяют значительно улучшить процесс очистки сточных вод. В результате применения таких технологий улучшается качество очищенной воды, что способствует сохранению речной и морской среды и соблюдение международных стандартов по охране окружающей среды.
Cсылка на статью

Чебан Е.Ю., Жигалов Д.О.
ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ СУДОВ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ МАЛОГО КЛАССА

Ключевые слова: Суда на воздушной подушке, материал корпуса, нагнетательный аппарат, ходовой винт, скорость хода, классификация судов, всесезонность, пассажировместимость.
Аннотация. Суда на воздушной подушке малого класса широко используются для перевозки пассажиров в труднодоступной местности, а также в качестве патрульных и аварийно-спасательных транспортных средств МЧС. В настоящей работе проанализированы распространенные российские и зарубежные суда на воздушной подушке, изучены их технические характеристики, производители и фотоматериалы. Выявлены достоинства и недостатки существующих конструкций, сделаны выводы о направлениях дальнейшего совершенствования подобных судов.
Cсылка на статью

Чебан Е.Ю., Муравьев В.А., Лукина Е.А.
АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ К АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫМ И ОБСТАНОВОЧНЫМ СУДАМ ДЛЯ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ РФ

Ключевые слова: внутренние водные пути, нефтеналивные суда, разлив нефтепродуктов, боновые ограждения, технологическое оборудование судов.
Аннотация. В представленном материале рассматривается вопрос ликвидации разливов нефтепродуктов на внутренних водных путях Российской Федерации. Проводится анализ основных требований, представляемых к судам, выполняющим ликвидацию подобных аварий. Исследуются состав основного оборудования для судов данного класса. Подбираются оптимальные характеристики судов. На основе проведенного анализа формулируются основные параметры для нового многофункционального аварийного и обстановочного судна.
Cсылка на статью

Щеголева О.А., Бурмистрова А.Е.
АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОРПУСНЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СБОРОЧНО-СВАРОЧНОГО МАНИПУЛЯТОРА

Ключевые слова: плоская секция, технологический процесс, схема организации производства, сборочно-сварочный манипулятор.
Аннотация. В статье рассмотрены основные способы изготовления плоскостных секций и возможные технологические схемы организации их производства. Кроме того, представлен анализ технологических процессов изготовления плоских секций с помощью комплексно-механизированного сборочно-сварочного манипулятора. По результатам анализа операций выявлен количественный и качественный состав исполнительных механизмов манипулятора.
Cсылка на статью


Свидетельство
о регистрации СМИ